READING

Сбор урожая на основной сцене Театра на Таганке...

Сбор урожая на основной сцене Театра на Таганке

Когда в прошлом году я брала интервью у Марфы Горвиц после выпуска «Сверчка» в Электротеатре Станиславский, она сказала, что есть четыре автора, которых очень хотелось бы поставить. Одним из них был белорусский драматург Павел Пряжко, к репетициям его пьесы «Урожай» Марфа должна была вскоре приступить в Театре на Таганке. И вот под конец 2021 года случилась премьера.

На основной сцене Таганки собирают урожай. Ящики ломаные, яблоки пластиковые и, как пел Саша Васильев, вокруг пластмассовая жизнь. На этой импровизированной картошке странные ребята. Уже не дети и не подростки, но назвать их в какой-либо мере сознательными людьми сложно. Если в будущем потребуется визуальное определение слова “инфантил”, нужно будет показывать этот спектакль. Четверо ребят не вызывают негативных эмоций, наоборот, их потерянности и неспособности к жизни искренне сочувствуешь. Ведь они так пытаются в нее играть.

Почти за час времени, даже меньше немного, на этой сцене развернется целый мир. Сначала кажется удивительным такой малый хронометраж, но это тот случай, когда все очень четко и режиссер осознанно не размазывает мысль по древу в погоне за большим размером. «Урожай» прекрасен в своей миниатюрности и прекрасен в каждом моменте.

Завораживают декорации. Николай Симонов создал на сцене небольшой мир (анти)утопии будущего. Где-то за традиционной белой таганковской стеной спрятан мир (или оставшееся от него – суровые видеопроекции постапокалипсиса в конце не оставляют сомнений), перед ней и нами – небольшой законсервированный Эдем. Он нарочито искусственный. По словам Марфы Горвиц теперь в мире, увлеченном гаджетами и виртуальностью, человеку нужно попасть в искусственно-созданную среду для познания себя настоящего, чувствующего. Эта среда держится на трех китах – сценография, свет и хореография – и они создают идеальное пространство для существования героев Пряжко.

Отдельно хочется отметить актерские работы. Это настоящий ансамбль, квартет, команда – не зря на поклонах они собираются в геройскую позу команды победителей. Каждый уникален, выверен, но вместе они еще большая сила. Диалог перекатывается от артиста к артисту, шарик все время в воздухе и никогда не падает. Четыре типажа, которые получаются не человек-функция, а герой во всей своей полноте и многообразии. Очень много текста, постоянное движение, пластика – просто любуешься завороженно. И даже небольшие вкрапления мата настолько точны и умно вставлены автором, что их воспринимаешь с улыбкой и даже каким-то поощрением. Все к месту.

Наверное, это самый смешной и трагический одновременно спектакль за последнее время. Трагический оттого, что грустный, оттого что герои знакомы каждому и их, повторюсь, жаль. Еще жалко просто этот новый дивный мир на сцене, который вслед за яблоками и ребятами катится в воронку по центру сцены. Воронку, обманчиво похожую на элемент детской площадки, но при этом опасную и невозвратную.

Билеты

Текст Ольга Шишорина


COMMENTS ARE OFF THIS POST