READING

«Сверчок»: животная аллюзия на современный человеч...

«Сверчок»: животная аллюзия на современный человеческий мир

На основной сцене Электротеатра Станиславский поселился Сверчок, а еще Стрекоза, Жук, Муравей… Здесь Слон крутит шашни одновременно с Белкой и Ивой, а Бабочка учит мыслить позитивно и детокс проводит на Бали. Муравей работает курьером в доставке, а Стрекоза блистает нарядами, награждая молодых и ярких на премиях. Главный герой Сверчок – как раз такой молодой и таланливый, получил признание за первый фильм и теперь приглашен продюсером Жуком ставить фильм по заказу Лескульта о великом Льве. Лев – это что-то сакральное и героическое (и в спектакле не появится), и хорошо бы его сыграл Ёж, но режиссер видит в этой роли лишь Слона. В общем, все как у людей.

Абсурдистские сказки нидерландца Тоона Теллегена перевела Ирина Лейк, адаптировал для сцены драматург Михаил Чевега и поставила Марфа Горвиц. Надо отдать должное создателям, сохраненная поэтика стиха – это отдельная прелесть получившегося спектакля: в него оказались вплетены все присказки и прибаутки, знакомые любому русскому человек, сами рифмы едки и задорны, их так и хочется записать себе в копилку.

фото Александра Таран

У Сверчка ничего не складывается, то творческий кризис, то вместо алычи вдруг поставили на площадке сливу. В самом начале, до старта самого действия, нам показывают пространный фильм: ребенок бежит по лесу, бежит, бежит. Именно за него получит какую-то пафосную ветку Сверчок, за эту работу его назовут молодым гением, а затем весь спектакль этот ребенок неумолимо будет бежать назад. И доберется, конечно же, до детства, где в Сверчка не верили родители и не поддерживали начинаний. Грустный Сверчок Дмитрий Чеботарева с его бородой и большими очками напоминает здесь Дэниэла Рэдклиффа, мальчика, который вырос и упорно ищет свое место вне общепринятых от него ожиданий. За сказки и воспоминания в спектакле отвечает голос Аглаи Горвиц, дочери Марфы.

Сверчок в депрессии, Слон сексоголик, Жук, работая с ними, быстро становится пессимистом («ноль в нашем случае уже успех») и заедает печаль бесконечными доставками. Еще Макаревич писал про кукол, так похожих на людей. И здесь эта аллюзия сохранена: крутящийся круг сцены постоянно нам об этом напоминает – миниатюра со звериными головами сменяется следующей уже с простыми людьми. Все едино. Натуралистичная афиша с семейством сверчков в этих огромных шлемах с глазами из множества линз поначалу даже может отпугнуть, но эти своеобразные маски на деле оказываются очень важным инструментом высказывания. Также, как и цвета: художник Мария Трегубова и художник по костюмам Евгения Панфилова создали потрясающе красивый мир весь в серых тонах. Почти любой костюм героев хочется украсть в повседневную жизнь, так это стильно. Повседневная «серая» жизнь героев нарушается лишь в моменты премий и пирушек, тогда они позволяют себе цвета и блестки. А все оставшееся время: серая мебель, серые гаджеты, серые машины, даже мяч для фитнеса и бутылка для воды у Стрекозы того же серо-металлического оттенка.

фото Александра Таран

Также как выверена визуальная сторона, выверены и роли. Каждый образ очерчен ясно и без пробоин. Кажется, что артистам, задействованным в спектакле, их роли настоящий подарок. По крайней мере каждый из них выкладывается по полной и блистает в своей «животной» ипостаси.

Это очень смешная и грустная одновременно история. Но самое важное в том, что «Сверчок» – это словно зеркало для зрительской рефлексии. Да, не все живут в мире, в котором создается кино (а показан он хлёстко, точно), но тоска героев, их проблемы – они будут знакомы каждому зрителю этого спектакля. После этой короткой (буквально 70 минут) истории ты выходишь наполненным и улыбающимся. Смех лечит, смех показывает проблемы мягко и заботливо, и у тебя появляются новые силы существовать в этом нелегком мире.

Билеты 

Текст Ольга Шишорина