1967, Пало-Альто, школа «Кабберли», учитель истории, обгоняя программу и имея запас свободных часов, решает провести со своим несобранным классом небольшой эксперимент. Сначала дисциплина, после единство группы, вроде бы неплохое начало. И так за шесть дней творения в школе возникает неонацизм.
Спектакль Галины Зальцман имеет подзаголовок «реконструкция», Максим Керин (учитель Бен Росс) перед началом обращается к небольшому залу Черной комнаты с вводной: «мы – актеры и сейчас сыграем перед вами эту историю». Цитата условная. И поначалу кажется странной, ведь вроде бы ты и так понимаешь, что ты в театре. На деле же это оказывается самая важная составляющая твоей будущей техники безопасности. Ибо когда круговорот происходящего засасывает тебя внутрь, только это первоначальное «мы – актеры» держит на поверхности. Расслабляешься только когда на поклонах они снова улыбаются как те исходно нормальные люди. Правда кажется, что даже просто улыбнуться после такого погружения, игры на разрыв – это уже подвиг и «нечто героическое в этом есть».
Ах эта обманчивая простота в начале. Вот мы артисты перед вами разыграем историю, это реконструкция, вот даже по тексту читаем. Затем потихоньку вот уже и не по тексту, вот уже и активнее включены. Ровно как этот самый обычный, но немного раздолбайский класс подключается к игре своего учителя. Заводится, влюбляется в своего лидера. Скорость происходящего набирает обороты, счетчик дней запущен. А ты сидишь и напоминаешь себе: “дыши”.
Если смотреть на чистую, не зная первоисточник и детали, то перед тобой раскрывается пространство вариантов. Из исходных данных и кратких справок о героях можно придумать минимум два глобальных сценария и кучу их ответвлений. Кто станет во главе, а кто отринет идею? Сдюжит ли учитель быть лидером? Не заиграется ли? Можно ли простить такой эксперимент? Вопросы роятся. При этом действие бежит вперед. И ты с надеждой смотришь на нумерацию дней, ведь зная, что их было шесть, у тебя есть уверенность, что это испытание скоро закончится.
Шесть хорошо знакомых типажей: король и королева класса (он капитан баскетбольной команды, она активистка и создательница школьного блога), подруга главной героини, бесбашенный спортсмен и шестерка, следующий за лидером, и, конечно же, белая ворона класса. Потрясающе воплощенные артистами. Андрей Лаптев, Анна Дворжецкая, Полина Лашкевич (в пару с ней Анастасия Волынская), Георгий Гайдучик, Антон Савватимов, Владимир Зомерфельд. И командует этим парадом Максим Керин. Выделить кого-то невозможно и не нужно, это идеальный ансамбль и каждая работа в нем выверена. Повторюсь, очень страшно наблюдать за перерождениями учеников, но как радостно наблюдать это как волшебство искусства.
В самом начале, перед «творением», зрителя ждет Белая комната, разделенная на две части. Кто-то пойдет в условный класс, сядет за парты и получит небольшую анкету для заполнения, кто-то пойдет смотреть выдержку из документального фильма об этом эксперименте. Не спешите выбрать путь, каждый побывает и там, и там. Обратите внимание на детали классной комнаты, попробуйте вглядеться в лица выросших учеников. После спектакля интересно вернуться в памяти к этим моментам, которые случились пока ты еще не вовлечен полностью.
Просто отсидеться наблюдателем не получится. Ярые партийцы зовут к себе, предлагают вступить в ряды, взять сувенирную продукцию. В этот момент очень интересно следить за залом, что происходит, на чьей кто стороне. Вот придешь компанией и будет тебе тест «свои-не свои».
Как выдерживают спектакль артисты непонятно. Безумно тяжело зрителю, после хочется только молчать. А они существуют внутри. В моей зрительской практике это второй спектакль, которым ты одновременно восхищаешься и ненавидишь за рассказанную тебе историю. И при этом хочешь в принудительном отправить всех вокруг.
PS. Кажется, что для возвращения веры в учителей, нужно добавить в план походов еще и РАМТовский же «Я хочу в школу», где Максим Керин так же играет учителя, но иного рода. Как антидот.
Текст Ольга Шишорина
COMMENTS ARE OFF THIS POST