TheatreHD: Уолден нынешнего времени

Когда только известно стало о планах проекта TheatreHD показать спектакль «Уолден, или жизнь в лесу», первая мысль, конечно же, была об автобиографической книге Генри Торо, которую он написал по итогам своего двухлетнего уединения от человечества в середине XIX века. Но на плакате три человека, современный антураж… Дебютная пьеса Эми Бэрримен в жанре научной фантастики – один из трех участников нового проекта театрального продюсера Сони Фридман RE:EMERGE Season 2021 в Театре Гарольда Пинтера.

В русском варианте названия, который, конечно, вторит своему прототипу, заложена удивительная игра смыслов. Не хочется портить впечатление от зигзагов сюжета, поэтому просто поиграйте с ним в голове после просмотра, и история станет еще ярче.

Итак, перед нами трое: Стелла и Брайан, живущие уединенно, и сестра Стеллы Кэсси, только что вернувшаяся после успешной экспедиции на Луну. Брайан – эко-активист, участник группы «Адвокаты Земли». Историю Стеллы мы узнаем в процессе. На дворе некое ближнее, не очень светлое будущее: мир уже почти на грани климатической катастрофы, и человечество разделено на две не очень равные части. Одни надеются найти пристанище на других планетах и спутниках (правда, доступно, это, конечно, будет не всем) и колонизацией активно занимается NASA. Другие, в первую очередь «Адвокаты Земли» призывают приложить все силы к спасению текущего мира, отказавшись от технологических благ, снизив этим выбросы в атмосферу, перейти к традиционному обществу. И, кажется, в малых объемах им начинает это удаваться: по крайней мере в месте, где живут Стелла и Брайан (а община уже достигла границ с Канадой), можно обходиться без маски, растущие овощи вкусны, а вода в водоемах чиста.

Исходно заявленный конфликт Стеллы и Кэсси, не очень понятный и внятный вначале, с каждым новым разговором этих трех оказавшихся в одном пространстве людей обрастает все большими подробностями для зрителя. Истеричность, эмоциональная нестабильность Стеллы становятся понятны, и ее тихое “I’m in pain” звучит уже как мольба о помощи. Размышлять о перипетиях этих отношений – испортить интригу истории, поэтому просто хочется порекомендовать очень внимательно вслушиваться в диалоги. Это очень разговорный спектакль, и размышления героинь, их попытки найти смысл жизни и расставить приоритеты здесь играют первостепенную роль. Финал открыт, выбор не сделан – и это оставляет еще больше пространства для размышлений.

Роль Стеллы играет Джемма Артертон, к сожалению, редкая героиня проекта TheatreHD (но иногда в афише появляется ее «Герцогиня Мальфи». Кэсси – Лидия Уилсон (что забавно, но она также играла Герцогиню Мальфи, но в иной постановке 2020 года). Обе играют на пределе, в состоянии «за секунду до взрыва». А пасторальность новой обители Стеллы, этот деревенский уют с теплыми свитерами, самодельным пивом и огородом за окнами лишь только усиливают это напряжение. Но при этом нельзя не отметить работу художника: она разбрасывает подсказки о прошлом Стеллы по комнате, а нам остается лишь их найти.

Иэн Риксон, режиссер постановки, снова создал телеспектакль. Если в его «Дяде Ване» при пустом зале и в режиме изоляции телефильм был единственным решением, то здесь в «Уолдене» уже при зрителях это становится новым авторским почерком. Мы настолько внутри происходящего, а происходящее настолько камерно, что дорисовать в воображении край сцены и зрительный зал не представляется возможным.

«Уолден» – рассуждение на очень актуальную повестку. И интересно было бы послушать полемику об этой пьесе и спектакле. Потому как кажется, что драматург сказала не все, что хотела, а лишь подтолкнула нас к новым зарубкам «на подумать».

Билеты

Текст Ольга Шишорина