READING

«В добрый час!» к 100-летию РАМТа: Легко ли быть Д...

«В добрый час!» к 100-летию РАМТа: Легко ли быть Дон Кихотом?

РАМТ продолжает праздновать юбилей и отдавать должное своей истории. В год столетия ЦДТ-РАМТа режиссер Владимир Богатырев вернул в репертуар пьесу «В добрый час!».

Впервые пьесу Виктора Розова на сцене ЦДТ в 1954 поставил Анатолий Эфрос, а одну из главных ролей сыграл Олег Ефремов. История школьников, поступающих в институт, выбирающих свое место в жизни, может сейчас на первый взгляд показаться наивной и, возможно, даже устаревшей. Стоит ли воспользоваться покровительством (читай «блатом») при поступлении и забрать чужое место, нужно ли идти туда, куда не лежит твоя душа? Нужно ли приспосабливаться? Пьеса Розова может казаться достаточно простой, тем более, что есть известный советский фильм, где вся история показана в достаточно ироничном ключе. Но пьесы Розова не устаревают, если понимать их слова содержательно. Именно такую формулировку использует Владимир Богатырев, объясняя специфику работы над текстом. «Розов – человек умный, он многое закрыл, ведь не все можно было тогда говорить, а нам надо эти смыслы открыть».

Поэтому в спектакле появляется Дон Кихот: эту роль готовит старший брат Андрея Аркадий для последней попытки проявить себя в театре, именно эту книгу читает сам Алексей, она же рефреном звучит на сцене, словно деля историю на главы. Создатели намеренно уходят в притчевость, отказываясь как от морализаторства, так и от атрибутики. И пусть на сцене есть пара стульев, поломанный рояль и девять люстр разных форм и типов (ох, этот дивный образ огромной мещанской квартиры), все это нельзя назвать воссозданным бытом. Зрители сидят с трех сторон, действие обтекает их, вырываясь за пределы сцены. Все максимально открыто и будто полемизирует с залом. Залу сложно: он просто не имеет права не реагировать. Любая его реакция – это дополнительное полено в костер эмоций героев. И потихонечку спектакль набирает свою скорость, а юмор, заложенный в четком тексте Розова, появляется на поверхности, не ослабляя общего накала.

Для любого спектакля, но особенно спектакля малой формы, важен ансамбль. Здесь он не только сложился и все на своих местах, но еще и позволяет каждому артисту открыться по-новому:

Алексей Мишаков в одной из своих первых ролей «отцов» как всегда четок, с великолепной мимикой. Его герой, общепринятый «хороший человек», на деле остается самым непонятным зрителю персонажем, его поступкам нельзя дать четкого определения. И если будет лет через десять интересен режиссерам “Старший сын” Вампилова, из него бы вышел удивительный Сарафанов. Есть в нем это точное сочетание трагического и комического.

Татьяна Веселкина здесь играет совершенно нехарактерную для себя роль. Ее мама… К концу просто начинаешь ненавидеть ее за самодурство и истеризм, перенося все свои эмоции уже и на актрису. Потрясающее перерождение из мягкого и интеллигентного человека в мещанку и деспота. А вся заложенная в тексте ирония лишь усиливает это впечатления, почти не оставляя места сопереживанию.

Андрей – роль подарок для Алексея Веселкина-младшего. Он не потерянный мальчик-балбес, каким его видят окружающие, а словно немного уставший от мира старичок, не нашедший себя, не понимающий куда ему идти дальше и почему в это «дальше» его так торопят. Он очень хорошо чувствует людей, ведь именно его герой становится наблюдателем всей истории, порой прячась на ступенях или притулившись где-то в углу. Он же сглаживает конфликты, он же задает нужные вопросы. И при этом всем сам он – самый растерянный член этой семьи. Очень приятно наблюдать, что одна за одной потихоньку у Веселкина появляются главные роли и дают ему раскрыться.

Два «полюса» Андрея – карьерист и приспособленец Вадим (Владимир Зомерфельд) и нонконформист Алексей (Антон Савватимов), сложная Галя (Дарья Рощина), потерянная Катя (неожиданная Яна Палецкая) – все они очень точны. Среднее поколение (Иван Забелин и Евгения Белобородова) с их лирической линией и будто бы следующим этапом, ждущим ребят: да, ты стал кем-то, но будешь ли ты счастлив, будешь ли приспосабливаться теперь. Будто и нет этого светлого завтра.

«Хотелось сделать грустно и осмысленно», – говорит Богатырев. Так и получилось. Это тот спектакль, который ты смотришь и сразу хочешь вернуться снова. И привести в эту простую историю всех своих близких, дабы ей поделиться.

Билеты

Текст Ольга Шишорина