READING

«Лысая певица» в РАМТ: какой прелестный сюр!...

«Лысая певица» в РАМТ: какой прелестный сюр!

Черная комната РАМТ открыла этот сезон своей первой премьерой – дебютную пьесу Эжена Ионеско «Лысая певица» поставила Екатерина Половцева, хорошо знакомая как преданным зрителям Молодежного театра (на Большой сцене с блеском идет ее «Черная курица» по Погорельскому, а на Маленькой – «Дом с башенкой» Горенштейна), так и любому театралу. Кстати, почти год назад мы брали интервью у Екатерины в честь выпуска «Венецианского купца» в МХТ имени Чехова.

Кто же такая Лысая певица? Если честно, мы никогда этого не узнаем. Исходно пьеса называлась «Английский без труда», и вдохновило Ионеско на ее написание изучение английского языка по методу Assimil (запоминание целых предложений). Он был впечатлен прописными истинами о том, что «потолок наверху, а пол внизу», а затем в учебнике появились и некоторые персонажи будущей пьесы – мистер и миссис Смит, а также их служанка Мэри. Так родилась пьеса, в которой все говорят штампами, не пытаясь ни вложить смысл в свои слова, ни понять собеседника. Это диалог слепого с глухим, комичный до невозможности и возведенный в абсурд.

Перед нами гостиная некого английского дома в пригороде Лондона: вроде бы все обычно, два кресла, кушетка, телевизор и настенные часы. Только часы живые, телевизор, как сейчас бы мы сказали, мастер контекстной рекламы, а сами герои присутствуют словно в двух измерениях: благочестивые внешне и буквально через минуту уже существующие в традициях фильмов ужасов начала двадцатого века – выпученные глаза, экзальтация, нарочитые движения. Меняется освещение, меняются звуки, буквально секунды и все возвращается на круги своя.

Зритель спектакля не может расслабиться ни минуты. Приготовьтесь смеяться все полтора часа действия: от странных ситуаций, великолепной пантомимы или уже просто оттого, что ты просто не знаешь, что ожидать в следующий момент. Это подчеркнуто игровой театр, где каждое движение, бровь, взгляд – все выверено до миллиметра. Миниатюры в стилистике Чаплина или Китона чередуются с «наши играют французскую (зачеркнуть, английскую) жизнь», и все это сопровождает идеальный саундтрек из телевизора: совершенно сумасшедшие американские рекламы 50-60х (браво тем, кто сделал эту подборку) и чудо 90-х – заставка к «Санта-Барбаре». Не знаю, какое музыкальное сопровождение лучше этого можно было подобрать к этой феерии абсурда. И конечно же актерский состав – каждый безупречен – Анна Ковалева, Алексей Бобров, Татьяна Шатилова, Людмила Пивоварова, Виталий Тимашков, Александр Пахомов.

Если попытаться все же вникнуть в сюжет, то становится грустно. Под маской смеха скрываются семейные пары, которым не о чем говорить друг с другом или же они уже просто друг друга не узнают, и одинокие люди, которые просто никому не интересны. В этом плане очень показательна мизансцена с пожарным, рассказывающим анекдот. Бесконечно грустная и смешная одновременно. И сама история циклична: Смиты становятся Мартинами, а Мартины Смитами – «и повторится все как встарь».

«Лысая певица» – очевидная удача этого сезона и прекрасное приобретение в репертуар. Но только будет ли она понятна простому зрителю, незнакомому с понятиями постмодерна, театра абсурда и гением Ионеско? Хочется верить, что да.

Билеты

Текст Ольга Шишорина