READING

«Венецианский купец». Неклассическая премьера в МХ...

«Венецианский купец». Неклассическая премьера в МХТ

Все смешалось… в пьесе Шекспира в постановке Екатерины Половцевой на одной из главных театральных площадок Москвы. Поэтические строки в их исконной высокопарности помещены в этой работе в уста персонажей в стиле фэнтези, а классическая музыка сплетается воедино с электронной. Интригующее/пугающее/озадачивающее вступление? На самом деле при всей необычности формы, данная работа в очередной раз доказывает, что классика актуальна во все времена, а порой и даже злободневна.

Сюжет этой пьесы, как это нередко бывает у Шекспира, достаточно ветвист. Молодой Бассанио желает жениться на богатой красавице Порции, но для этого ему нужна кругленька сумма, которую он просит у своего друга купца Антонио. Тот в свою очередь занимает эти деньги у еврея Шейлока. Они между собой заключают договор, в котором есть а-ля шуточное условие: если Антонио не возвращает деньги в срок, Шейлок может вырезать у него фунт мяса. Меж тем Бассанио прибывает к заветной любовной гавани и преодолевает препятствие в виду трех ларцов на пути к своей избраннице. Однако счастье его омрачено беспокойством за Антонио, который не смог вернуть деньги по векселю. Вершится суд, ведет который переодетая Порция. И выворачивает она дело так, что еще еврей оказывается должным Антонио и обязан принять христианство. В награду за свои труды судья просит у Бассанио кольцо, которое вручила ему Порция как знак верности. Колеблясь между любимой и другом, кольцо он отдает, за что попадает в немилость у Порции, но оказывается в итоге прощен. Светский раут и хэппи энд. Хотя… При всей комедийности пьесы финал Шейлока склоняет к мысли о трагикомедийности постановки, в которой помимо описанных выше событий было и сватовство других женихов к красавице, и амур слуг, и бегство дочки Шейлока с любимым… Многолинейно, хитросплетено… Сложно? Тогда сперва читать, затем смотреть.

Спектакль оставляет неоднозначное впечатление. Первое и второе действия создают полярные ощущения. Первое более пространное – это выражено и в огромной, почти пустой коробке сцены. Необычная конструкция, используемая как корабль и напоминающая скелет рыбы, точнее всего передает атмосферу первых полутора часов. Использование сценических лесов как полноценных декораций, вспышки диалогов в пустоте, размеренность действа – все это создает ощущение репетиционного процесса или затишья перед бурей. А буря то как раз разразится после антракта, да еще какая! Но сперва зрителей ждет потрясающей красоты сцена признания в конце первого действия. Завораживающие потоки воды (?), напоминающие дым от костра, идущий почему-то сверху вниз. Безумно красивая сцена. А на смену этому изумительному зрелищу приходит огонь страстей, дичайший накал эмоций. Будто присутствуешь на корриде и до последнего надеешься, хоть и без малейшего шанса, на благополучный исход для Антонио. А ведь это не арена, не ринг, а зал суда. И под мантией судьей считать могут кого угодно. А истец по любому абсурдному требованию может во что бы то ни стало идти до жестокого конца. А ответчик быть при том открыт душой. Ничего не напоминает?

По мнению режиссера, этот спектакль о выборе и его последствиях. Вариантов для выбора здесь, действительно, много. И ярче всего эта тема проявляется в трех сценах с женихами Порции. Самый же актерски сильный выбор делает герой Алексея Варущенко между любовью и дружбой. Идти до конца в своей ненависти и злости – это тоже выбор. Но тема личностных качеств героев в данной постановке выбор все-таки затмила. И произошло это главным образом благодаря прекрасному актерскому составу, их готовности идти на предел эмоций и увлеченности процессом игры.

Можно с сомнением относиться к современной подаче классики, можно предполагать премьерное волнение, можно выбирать для посещения театра более хитовые произведения для массового зрителя. Но есть в этом спектакле два актера, два театральных столпа этой постановки. Это Сергей Сосновский и Артем Быстров. Вот потрясающую работу этих людей, особенно во втором действии, просто недопустимо не увидеть.

Билеты

Текст Мария Куликовская

Фото Александра Иванишина