READING

«Женщина-змея», или как важно верить друг другу. К...

«Женщина-змея», или как важно верить друг другу. Карло Гоцци на сцене Малой Бронной

«- Щас Генделька сыграем. Девочки, жахнем!»

Заходя в зал Дворца на Яузе (сейчас, на время ремонта, «Театр на Малой Бронной» базируется в нем) сложно, глядя на сцену, представить, что сейчас начнется представление дель арте. Пустая сцена, сбоку подготовлено место для квинтета, уборщица в последний раз протирает пол. Внезапно раскрывается задник сцены и стремительно выбегают актеры, вихрем проносятся обратно и начинают монтировать свою собственную сцену, свой «площадной театр».

Олег Долин, с которым сейчас во многом начинает ассоциироваться возрождение любви к жанру дель арте, второй раз за год обращается к творчеству Карло Гоцци. Поставив летом во внутреннем дворике РАМТ фееричную «Зобеиду», для театра на Малой Бронной он выбрал «Женщину-змею», написанную драматургом годом ранее. История непростой любви принца Фаррускада и его жены, прекрасной Керрестани, тоже сказка, но, в отличие от «Зобеиды», серьезнее и лиричнее. За традиционными масками и веселостью формы скрывается тема семьи и совместной жизни, доверия и прощения. А сам спектакль в подзаголовке охарактеризован как «полезная и занимательная выдумка».

Фея Керестани влюбилась в смертного, принца Фаррускада. И взамен на любовь отказалась от бессмертия. Вот уже восемь лет принц и его принцесса счастливы в браке и растят двух близнецов Рецию и Бендредина. Но принц мучим тайной: за эти годы он так и не узнал, кто его супруга. Ей же по приказанию мага, согласившегося ей помочь, предстоит совершить страшные деяния на глазах мужа, и, если он проклянет ее, навечно обратиться в змею. Конечно же, юный Фаррускад не сможет сдержать своего обещания жене и поддастся чувствам. Но есть новая лазейка для счастливого финала: пройти множество испытаний и спасти ценой огромных усилий любимую и детей.

Фото Варвара Ливанова

Пятая сказка Гоцци наполнена волшебством: здесь и феи-подруги Керрестани все в цветочных одеяниях и словно сбежавшие из царства Оберона, и страшные чудовища, и экстравагантный, появляющийся под Never never gonna give you up, похожий на Элтона Джона друг Фаррускада волшебник Джеонка. Конечно, в программке отдельным пунктом значатся «шумовая машина и звуки ада», а музыканты потрясающе «дают Генделька» и «египетская сила, ДИП ПЕРПЛ![1]». Костюмы и особенно обувь впечатляют: здесь Евгения Панфилова создала какие-то головокружительные образы. Вытянутый как струна Панталоне, необъятный Тарталья, визирь Торгул в самых из этой троицы огромнейших туфлях, Джеонка, сбежавший из фильма «Рокетмен»[2]. Как обычно, почти все герои в масках. Исключение сделано для пары влюбленных: ах какой прекрасный черный костюм с плащом (то ли лиричным, то ли комичным приветом Супермену и всем классическим вампирам сразу) у Фаррускада. И лица подруг-фей хорошо видны зрителю: их маска – мимика. Гомерически смешно решены образы близнецов, «ненаглядных ягодочек» Панталоне. В отличие от «Зобеиды» здесь Панталоне и Тарталья меняются местами: и уже первый «глаголом жжет сердца людей», выдавая шуточки про эмоциональное выгорание, а, ставший вторым министром, Тарталья оказывается очаровательным и обманчиво неповоротливым добряком.

Работающий с Олегом Долиным в тандеме художник-постановщик Сергей Якунин на славу использует все возможности большого зала. Казалось бы, площадной театр и огромная сцена несовместимы. Но театр в театре магическим образом не теряет своей камерной прелести, распростершись на восемьсот с лишним мест «Дворца на Яузе», а остроумно вплетенная в действие ложа лишь добавляет изюминки происходящему.

Фото Варвара Ливанова

Для задействованной в спектакле части труппы Бронной участие в подобном целый подвиг. Все артисты прослушали курс лекций по итальянской комедии, специально обучались пластике и речи, сопутствующим этому типу комедии. Дель арте – специфичный жанр, требующий большой раскрепощенности и достаточно далекий от традиций русского театра. Может быть поэтому по началу действия еще чувствуется как сложно им позволить себе пошалить на сцене. Серьезные сосредоточенные лица готовящихся к выходу без масок актеров, малое количество экспромтов и выходок. Но к концу представления «шалость» определенно удается, и вихрь сумасшествия захватывает как сцену, так и зрителей.

По словам самого Олега Долина, он уже думает над третьим спектаклем из возможного триптиха сказок Карло Гоцци. Осталось определить театр. Но нам, зрителям, хочется пожелать еще большего масштаба: пусть в каждом театре будет маленькая или немаленькая сказка Гоцци. Комедия дель арте возрождается в России как жанр, и очень хочется, чтобы это было повсеместно!

Билеты

Текст Ольга Шишорина


[1] Deep Purple

[2] Биографический фильм об Элтоне Джоне