READING

Обломки в ШДИ: версия истории Ильи Обломова...

Обломки в ШДИ: версия истории Ильи Обломова

В театре Школа Драматического Искусства премьера – Мыльная опера по роману Ивана Гончарова «Обломов». Спектакль поставлен в рамках проекта «Открытая сцена», благодаря которому уже почти 20 лет в российском театре появляются новые имена. 

Неприметный в школьной программе, скучный для юных энергичных умов роман Гончарова «Обломов» обрёл новые мощные смыслы для поколения 30+ в современной России. И хотя, на мой взгляд, обломовщины с каждым десятилетием технического прогресса в нашей жизни становится всё больше, пожалуй, очень актуальная аналогия с событиями романа, напоминающими мыльную оперу, – это время девяностых. Когда в жизнь россиян ворвались бразильские сериалы и фильмы про ниндзя, прерываемые рекламой теле-магазина и, конечно, примитивные компьютерные игры. Все эти новшества запада буквально приковали простое население к своим диванам, на которых, к тому же, так комфортно было переждать радикальные изменения в стране и обществе.

«… у каждого в этой истории своя драма и своя правда, как в мыльных операх, которые показывали по ТВ в 90-е. Так возникла идея перенести действие в то время…когда мы немного равнялись на сериальную жизнь», – объясняет автор инсценировки и режиссёр Михаил Уманец.

Оболомов в исполнении Максима Маминова в начале истории вызывает исключительно антипатию. Он почти безотрывно играет в тетрис и не решается ни на что, даже на выселение из квартиры. Его обманывает управляющий поместьем Обломовкой, создавая финансовые проблемы, друг Тарантьев всячески пользует его ради собственной выгоды, а слуга Захар (в блестящем исполнении Вадима Дубровина) – отражение всего худшего в своём хозяине, трудится кое-как постоянно огрызаясь на Обломова. При том Илья Обломов, кажется, доволен жизнью!

С появлением энергичного Штольца (Сергей Мелконян) – старого друга, жизнь Обломова потихоньку сдвигается с мертвой точки, и в ней даже появляется любовь – Ольга Ильинская, чей образ максимально иронично представлен Алиной Ходжевановой. И здесь Обломов предстаёт нам с новой стороны, романтичным и трогательным молодым человеком, находящимся в плену собственной нерешительности. Ольга бросает его, как только осознаёт, что любит не Обломова, а выдуманный образ и не готова принять его таким как есть.

Тарантьев, провернув свою аферу, вынуждает Обломова переехать в разрушающийся дом своей родни в дали от центра. А потом и вовсе угрозами доводит до приступа. В конце спектакля ты уже сопереживаешь трагедии прикованного к креслу Ильи Обломова. Только благодаря небезразличным людям он больше не созидает счастливо, его здоровье потеряно, а жизнь разрушена. Как прав он был говоря слуге Захару, чтобы тот никогда не сравнивал его с другими, мол, «все переезжают» или «все женятся». И как важно в жизни понимание того, что у каждого свой путь, в который не следует вмешиваться.

Спектакль оставляет очень легкое ощущение в том числе потому, что в своем сочинении Уманец убирает трагические детали финала первоисточника, а действие наполняет музыкой, танцами и видео-проекциями. И можно смело сказать, что у авторов и артистов получилась своя, свежая и ироничная версия истории Обломова.

Билеты

Текст Мария Смогоржеская