Театр им. Маяковского продолжает начатую ранее традицию посещения труппой выставок в столичных музеях. Наш сайт уже побывал вместе с «Маяковкой» в ГМИИ им. Пушкина, а на этот раз актеры театра, а также Директор Музея Театра Маяковского, стали гостями небольшой галереи «Элизиум». Здесь до 22 декабря проходит выставка акварелей и рисунков Артура Фонвизина (1883-1973) из различных собраний (Музея Большого театра, частных коллекций), и этот визит оказался не случайным, ведь на выставке также представлены и работы художника из собрания Театра им. Вл. Маяковского.
Вместе с актерами мы проходим по узкой лестнице галереи на самый верхний третий этаж. Здесь в небольшом, но очень светлом и уютном зале нас встречают сотрудники галереи, а директор галереи Марина Молчанова проводит интереснейшую экскурсию, рассказывая о жизни и творчестве сегодня незаслуженно почти забытого советского живописца-акварелиста.
Мы с удовольствием рассматриваем множество акварельных работ мастера, который творил в течение почти 70 лет. Его акварели, насыщенные цветом, светом и необыкновенной радостью, принадлежат кисти человека, прожившего неординарную и не самую легкую жизнь, но который, несмотря на тяготы судьбы, до самого конца оставался романтиком.
Его жизнь началась необычно. Артур Фонвизин родился в Риге в семье лесничего немецкого происхождения. Долгое врем мальчик не говорил, пока в 7 лет не попал на представление в цирк, где был настолько поражен увиденным, что начал не только говорить, но и рисовать.
В центре зала на специально сооруженном выставочном стенде, похожем на круглый цирковой манеж, представлен целый ряд акварельных работ, на которых изображен его любимый сюжет — цирковая наездница на лошади. При этом ни один рисунок не повторяет другой.
Однако цирк, несмотря на такую важную роль в жизни Фонвизина, не стал единственным или основным сюжетом, художника ждала плодотворная творческая судьба. Уже в зрелом возрасте в его судьбе случился ещё один переломный момент: он встретил свою супругу, музу, которая была младше него и стала его вдохновением и матерью его сына. В его творчестве появляются необыкновенные портреты, в первую очередь, конечно же, это портреты его любимой жены. С 1929 по 1945 годы он кормил семью, зарабатывая на жизнь иллюстрациями к сказкам и детским книгам. Они тоже представлены на выставке.
Семья жила тяжело, занимала одну комнату в коммунальной квартире, которая одновременно была и мастерской художника, а во время войны он, немец по происхождению, был выслан в Казахстан. Тем не менее благодаря протекции и помощи своих коллег, которые искренне уважали и любили его, он смог избежать репрессий и безработицы, длительной ссылки, а со временем стал участвовать в выставках и жить от продажи своих работ, преподавал, и создал собственный метод акварельный живописи.
Он никогда не делал карандашных набросков, работая над рисунком, держал в одной руке несколько кисточек, и, интуитивно движимый только своим талантом и даром, смешивал, растворял на бумаге краски, которые под его пальцами превращались в цирковые сюжеты или узнаваемые лица.
С начала сороковых годов основной темой его творчества становятся портреты. Самая эффектная часть выставки, конечно же, это работы из запасников Театра Маяковского и Большого театра: портреты актеров и актрис в театральных костюмах, написанные в свойственной художников необычной технике размытой акварели.
Выставка продлится до 22 декабря
Информация о выставке
NO COMMENT