READING

«В ожидании Годо» — премьера на Симоновской сцене ...

«В ожидании Годо» — премьера на Симоновской сцене Театра Вахтангова

Открытая осенью 2017 года Симоновская сцена Театра Вахтангова вновь стала площадкой для постановки молодого режиссера — выпускника мастерской Римаса Туминаса. На этот раз свою работу, спектакль «В ожидании Годо» по пьесе Самюэля Беккета, представляет Владимир Бельдиян. Он уже ставил на этой сцене одну из новелл в спектакле «Стефан Цвейг. Новеллы» и вот теперь — новая большая работа.

Самюэля Беккета традиционно принято называть основоположником абсурдистского театра, однако молодой режиссер предпочитает называть его самую известную пьесу пьесой парадокса и напоминает, что в английском варианте перевода она была и вовсе названа трагикомедией. И действительно, несмотря на своеобразие течения сюжета (вернее будет говорить о его отсутствии), языка, характеров и внешнего вида героев, абсурдного в ней на Симоновской сцене оказывается совсем мало, и даже тот факт, что мы так и не получим ответа на вопрос, кем являются главные герои и кто же он такой, этот Годо, которого они бесконечно ждут, не станет тем камнем преткновения, из-за которого мы не сможем найти в пьесе близкие нам смыслы.

фото: Катерина Большакова

Два чудака — нищие, не похожие внешне, но одинаково нелепые и одинокие, бродяги Владимир и Эстрагон каждый вечер встречаются под старым засохшим деревом и терпеливо ждут некого Годо, неспособные вырваться из замкнутого круга своих несчастий.

Необычное постановочное решение, предложенное Владимиру Бельдияну его педагогом и художественным руководителем Театра Вахтангова Римасом Туминасом, переносит действие спектакля сразу на две сценические площадки Симоновской сцены. Первый акт мы увидим на Камерной сцене, а после антракта встретимся с героями уже в Амфитеатре. Ни на той, ни на другой площадке никаких декораций нет, только дерево, музыка и, конечно, главные герои на сцене — те самые неприкаянные чудаки, то полные силы и жизни, то падающие в бездну своего отчаяния и постоянного повторяющегося одиночества.

Этот спектакль — безусловный актерский рай, почти три часа на сцене всего пять человек, каждому из которых предоставляется возможность создать особый, насыщенный яркий образ, и они ее используют в полной мере.

Колоритные, но абсолютно разные Владислав Гандрабура в роли Поцци и Артем Пархоменко в роли его безропотного слуги Счастливчика — меткая метафора на парадокс сосуществования и взаимозависимости власти и раболепия, в которой еще долгое время после спектакля можно искать полутона и подтексты. Запоминающейся вышла даже роль мальчика-гонца, появляющегося на сцене всего лишь дважды на короткий промежуток времени — Константин Белошапка смог создать особую пластику, «танец» и манеру речи своего персонажа, которые мгновенно захватывают наше внимание и от которых невозможно оторвать взгляд.

Маленький, сгорбленный, нелепый Эстрагон (Матвей Волков), похожий даже не на старика, а на резко состарившегося ребенка-клоуна, ярко контрастирует с мощной внушительной фигурой Владимира (Артур Иванов). Он постоянно брюзжит, жалуется на все на свете, пестует свой голод и болячки. Эстрагон главный оппонент, соучастник, собеседник Владимира.

В центральной роли Владимира — один из ведущих актеров Театра Вахтангова, Артур Иванов. На фоне очень выигрышного для актера образа Эстрагона (гротескного острохарактерного трагикомичного маленького человека), Владимир Артура Иванова, тем не менее, остается движущей силой спектакля. Роль принадлежит ему по праву и в этом ни на минуту не возникает сомнений за все три часа сценического времени, в котором его герой то мечется между отчаянием и неоправданным оптимизмом, то останавливается в горьком моменте осознания правды. Он тот, кто скабрезно шутит и мрачно философствует, и, пытаясь придать смысл едва пульсирующей нити существования героев, то пускается в воспоминания, то напоминает без конца о необходимости дождаться Годо.

фото: Катерина Большакова

Кстати, кто такой Годо — не единственная интрига спектакля Владимира Бельдияна. Матвей Волков, указанный в программке исполнитель роли Эстрагона, до конца остался для зрителя пресс — показа загадочной фигурой — не выходя из образа даже в общении с журналистами и не снимая тяжелого слоя грима, не дал ни крупицы информации о себе. Не спешите искать о нем информацию в сети, Матвей Волков оказался, конечно, Волковым, но вовсе не Матвеем. И, зная «Матвея» по остальным ролям в Театре Вахтангова, только и можно, что сказать «Браво!» абсолютному перевоплощению, смелости и актерскому мастерству.

Почему так надо ждать этого самого Годо, мы так и не узнаем даже по тем обрывочным редким наполненным смыслом фразам, которыми герои обмениваются в промежутках между философствованием, разговорами ни о чем, и обсуждением бытовых деталей окружающей обстановки. По ходу действия лишь становится понятно, что ждут они Годо вот так вот под деревом каждый день, после постоянно повторяющегося обещания прийти следующим вечером, под конец дня передаваемого героям через гонца-мальчика. Беккет не давал читателю однозначных толкований, нет их и в спектакле Театра Вахтангова. Что думать обо всем этом — во власти зрителя.

Для меня это оказалась история о вечном ожидании и постоянном обещании — притча о Боге, которого раньше искали, а теперь просто ждут в отчаянии, уже ни зная ни кто он такой, ни существует ли на самом деле. Неудивительно, что эта история вышла из-под пера Беккета сразу же после Второй мировой войны. Она о времени после самой жуткой катастрофы, о нашей безнадежной богооставленности. История о послевоенном убогом, старом, больном человечестве, где люди слепы, немы и ленивы, не желают друг друга узнавать, не помнят друг друга. Где каждый день упорно ждут Бога, не веря в него, не в состоянии искать спасение внутри себя. Где думают о мелком, о морковках и ботинках не по размеру. И потому, может быть, это история о том, что и от этого дерева нам уже никуда не отойти, и Бога мы уже не дождемся. Но в конце концов мы всегда можем сделать главный выбор — до самого конца остаться пусть маленьким и нелепым, но все же Человеком.

фото: Катерина Большакова

Информация о билетах: http://www.vakhtangov.ru/shows/waiting_for_godot


RELATED POST