Тихая улица Станиславского, расположенная далеко от привычных маршрутов прогулок по Москве и заполненная переделанными под модные офисы старыми фабричными зданиями начала XX века, прячет в небольшом уютном дворике один из самых атмосферных, уютных и титулованных театров Москвы — «Студию театрального искусства» Сергея Женовача.
История
Театр на золотоканительной фабрике Алексеевых появился еще в начале XX века для обеспечения досуга рабочих, по инициативе владельца семейного бизнеса Константина Сергеевича Алексеева, известного всему миру под именем Константин Станиславский. Правда сначала театр «маскировался» от бдительной полиции под Общество трезвости, зато начинал с постановок русских классиков и продолжает эту традицию и по сей день. Расположенное сегодня по адресу ул. Станиславского 21/7 здание красного кирпича с огромными окнами в пол, каждый вечер празднично освещающими уютный внутренний дворик, появилось у театра уже в начале XX века. Долгие десятилетия советского и постсоветского периода здание использовалось в более прозаических целях и возродилось в прежнем качестве уже в XXI веке. В 2008 году один из лучших режиссеров страны, Сергей Женовач, и его легендарный выпускной курс ГИТИСа 2005 года вдохнули новую жизнь в бережно отреставрированное здание и на театральной карте Москвы ярко загорелось новое «место силы». С момента основания театра его труппа пополняется следующими поколениями выпускников режиссера, а репертуар пользуется неизменным вниманием зрителей и критиков. За почти 13 лет существования театр стал обладателем семи премий «Золотая маска», а по количеству номинаций на эту престижнейшую театральную премию соперничает со многими театрами со столетней историей — их у него 24.
Атмосфера
Если верить постулату о том, что «театр начинается с вешалки», то «СТИ» начинает лучше, чем большинство театров Москвы. В уютном фойе, похожем на большую залу загородной усадьбы, вас неизменно встречают зелеными яблоками (которые уже стали визитной карточкой «СТИ»). Здесь широкие деревянные столы, дачные ретро-стулья (говорят, двух одинаковых нет), диваны с высокими спинками в стиле «модерн», на которых можно расположиться с чашкой ароматного чая или с бокалом вина, на стенах — старые фотографии, в книжных шкафах — русские и (не только русские) классики. Здесь царит такая атмосфера, что если вдруг откроется дверь и войдут Антон Павлович с Константином Сергеевичем, то анахронизмом будут выглядеть скорее зрители в джинсах, нежели столпы русского театра начала XX века. Здесь все сделано для того, чтобы, войдя и оставив за собой суетную Москву, зритель сразу погрузился в атмосферу не только другого, далекого от нас времени, но и в атмосферу самого спектакля. Спектакли зачастую и начинаются, и продолжаются в фойе — тут стреляют революционеры, играют на аккордеоне, поют романсы, танцуют вальсы, едят с вами мороженое и весело флиртуют, с анекдотами «идет в народ» Коровьев из «Мастера и Маргариты». Перед спектаклем «Москва-Петушки» вас угощают водочкой и килькой, а перед «Река Потудань» вам предложат вареной картошечки и бутерброд с салом.
В зале нет неудобных мест (кстати, главный художник театра Александр Боровский, руководивший реставрацией, сохранил сцену начала века, а кресла созданы по образцу старых кресел филиала МХАТа) и вы можете смело брать билеты на последние ряды или на крайние места. А пространство во дворе перед театром это одновременно и лучшее место для фотосессий в любое время года, и рекреационная зона, куда в теплое время года можно выйти отдохнуть в антракте. И еще здесь очень вкусное печенье с финиками, которое вы сможете попробовать за одним большим общим столом, а заодно и познакомиться друг с другом, обсуждая постановку — атмосфера в «СТИ» располагает к душевным беседам.
Время перемен
2017 год стал для театра особенным: он получил статус федерального театра, а труппу его пополнили 11 выпускников курса Сергея Женовача. Это почти весь выпускной курс ГИТИСа 2017 года — те самые ребята, ради которого московские театралы записывались на спектакли в соцсетях за 30 секунд и выстраивались в огромную очередь у 39-й аудитории ГИТИСа, чтобы увидеть «Сто лет одиночества», о которых еще не один год будет вспоминать Москва. И пока юные женовачи вливаются в труппу, получают долгожданные вводы и работают над будущими премьерами («СТИ» готовит для нас «Заповедник» по Сергею Довлатову), я хочу рассказать вам о моих любимых спектаклях, уже прочно вошедших в репертуар.
Спектакли
«СТИ» — это прежде всего постановки по знакомым почти всем классическим произведениям. Здесь преданы традиционному театру и не предложат модных медиа решений, визуальных эффектов, авангарда, вызова, здесь не стремятся отсылать к современным реалиям и не ищут способы «взбодрить» публику, но вы ни секунду не будете скучать и, очень вероятно, совсем по-другому посмотрите на русских классиков, неприятие которых в нас зачастую так упорно взращивает школьная система преподавания литературы.
1. «Захудалый род» — 4-часовая семейная сага по пьесе Николая Лескова, в которой занята почти вся труппа, и которая много лет назад стала для меня тем абсолютным восторгом и откровением, которое вернуло меня в драматический театр. В этом сезоне, увы, этот спектакль играть не будут, но обещают, что он вернется на сцену уже следующей осенью.
2. «Три года» — трогательный и грустный спектакль о том, что значит любить и быть счастливым. Это не только редкая постановка по не самому известному рассказу Чехова, но и самое неожиданное у «СТИ» постановочное решение.
3. «Москва-Петушки» — это впечатляющая актерская работа Алексея Верткова, получившего за роль Венички Ерофеева «Золотую Маску». Спектакль не оставит равнодушным и тех, кому совсем не близка история спивающегося советского интеллигента. Динамичная постановка лишена депрессивной окраски и излишней сентиментальности, зато наполнена яркими образами, смешными и грустными, наивными и порой жестокими атрибутами далекого от нас времени «лишних людей».
4. «Брат Иван Федорович» — второе обращение театра к «Братьям Карамазовым» Достоевского после легендарных, созданных еще в стенах ГИТИСа «Мальчиков», увы, выбывших из репертуара. Одно из самых масштабных произведений русской литературы — это особый вызов и режиссеру, и труппе. Спектакль «СТИ» — о борьбе человека за собственную душу, не столько с дьяволом, сколько с самим собой, с собственными земными страстями и заблуждениями. Перед нами проходят ключевые персонажи романа — у каждого своя правда, своя боль, свои уроки и чистилище.
5. «Записки покойника» — постановка по «Театральному роману» Михаила Булгакова будто сама просилась на сцену «СТИ». Ведь прототипом одного из главных действующих лиц этой нелепой, смешной, практически доведенной до абсурда истории о театральном закулисье, является Константин Станиславский. В роли Максудова, незадачливого писателя, ожидающего «когда же выйдет его пьеса» — продолжатель знаменитой актерской династии, Иван Янковский.
6. «Река Потудань» по повести Андрея Платонова — один из двух спектаклей, поставленных на Малой сцене театра, которая в остальное время служит репетиционным залом. Играющаяся почти при полном отсутствии декораций на минимальном расстоянии от зрителей, камерная, отчаянная история попытки обрести семейное счастье, сохранить любовь в жестоком «развороченном бурей» гражданской войны быте, где юным героям приходится вырывать у жизни даже самые элементарные земные радости.
Специальные проекты театра
Шествие
Эта учебно-экспериментальная работа представляет собой путешествие зрителя по театру вместе с персонажами поэмы-мистерии Иосифа Бродского, сценой для которой становится то гардероб, то главная лестница фойе, то окна. Это один из самых «неуловимых» спектаклей театра — билеты на него не продаются и надо успеть записаться по ссылке, публикуемой театром на сайте за несколько дней до даты спектакля.
Ночь искусств
Вот уже несколько лет подряд на «Ночь искусств» Студия приглашает своих преданных зрителей посмотреть на закулисье и проникнуться той стороной театра, которая всегда скрыта от зрителя. Вас проведут всеми узкими театральными коридорами, покажут кирпич, который помнит самого Станиславского, расскажут о том, как строился и перестраивался театр и как след от крыши соседнего здания превратился в реку Потудань, расскажут байки и анекдоты, поделятся суевериями, традициями и своей искренней любовью к родному театру. Следите за анонсами на сайте и в социальных сетях театра за несколько дней до Ночи искусств.
А еще «женовачи» периодически устраивают поэтические квартирники, информацию о которых тоже можно найти на страничках театра.
Обратная связь
У театра очень активные социальные странички, где можно узнать о спектаклях, особых событиях, вводах, о том, как готовится премьера сезона, что творится за кулисами.
Сайт театра: https://sti.ru/
Инстаграм: https://www.instagram.com/sti_theatre/
Facebook: https://www.facebook.com/TheatreArtStudio
VK: https://vk.com/sti_theatre
А на сайте театра по адресу https://sti.ru/tickets/ теперь можно купить билеты онлайн без использования сторонних сервисов.
Но я все же люблю приходить в кассу театра — посидеть в уютном дворике после покупки билетов и пообщаться с неизменно доброжелательными кассирами.
NO COMMENT