«Стефан Цвейг. Новеллы», еще один премьерный спектакль Симоновской сцены Театра Вахтангова, дает зрителям уникальную возможность увидеть работу сразу четырех выпускников Мастерской Римаса Туминаса. Обращение к коротким новеллам Стефана Цвейга дало молодым режиссерам возможность вместить в один спектакль сразу четыре истории, с одной стороны, очень разные, но одновременно объединенные одной узнаваемой всеми темой.
Свободное основное пространство сцены заполняется нехитрыми декорациями то столовой богатого аристократического поместья, то вагона поезда, то студии художника. В глубине сцены — ярко освещенное пространство, где за причудливыми четырех створчатыми дверями, в стиле модерн, меняются и герои и декорации — это то внутренние покои дома барона, то конторка военкомата, где работает невозмутимый чиновник, то ярко освещенная палуба корабля.
Мы увидим падение старого порядка, смерть привычного стабильного мира, его слепоту и немощь. В «Лепорелле» (реж. Гульназ Балпеисова) немолодая служанка (очень колоритно сыгранная Марией Бердинских), преданная развратному хозяину-аристократу, убивает его жену. А в самом, на мой взгляд, удачном отрывке по новелле «Незримая коллекция» (реж. Владимир Бельдиян), скупщик антиквариата (Эльдар Трамов), пытаясь спасти свой бизнес в суровых реалиях нового мира между двумя войнами, едет к старому клиенту (Олег Форостенко) в надежде выкупить его богатую коллекцию для новых покупателей, только чтобы обнаружить, что коллекция давно уже существует лишь в воспоминаниях слепого старика, все еще грезящего о былой имперской славе.
И здесь же перед нами — зарождение нового порядка, пока только лишь тревожного и чуть пугающего, тут не будет ни допросов гестапо, ни еврейских погромов. Дьявол в деталях — мы видим молодого Гитлера (Юрий Цокуров) (в программке он обозначен как «несостоявшийся художник»), путешествующего с антикваром в одном поезде, и пока еще только наметанную желтыми стежками на пальто антиквара звезду Давида… В отрывке «Принуждение» (реж. Анатолий Шульев), действие которого происходит во время Первой мировой войны, герой Василия Симонова мечется между военным долгом, к выполнению которого его из спокойной Швейцарии призвала немецкая родина, и то ли трусостью, то ли искренним непониманием необходимости рисковать жизнью на ради никому не ясной цели. Так, именно там, на полях страшной и бессмысленной Первой мировой и зарождалась чума нацизма.
В заключительной части спектакля, поставленной по «Шахматной новелле» (реж. Хуго Эрикссен), на палубе корабля разворачивается шахматная партия между весьма одиозным югославским гроссмейстером (Александр Галочкин) и шахматистом любителем (Валерий Ушаков), овладевшим мастерством игры в мучительном одиночном заключении, куда он попал после ареста гестапо. События происходят далеко от Европы, на пути из Нью-Йорка в Рио, но Гитлер уже начал свои захватнические походы, Европа охвачена огнем, и за шахматной доской схлестнутся слабый, раздавленный новым порядком интеллигент, интеллектуал, и жадный до денег, надменный, неотесанный и парадоксально умственно отсталый человек нового времени.
В изменившимся до неузнаваемости мире стерлось не только понятие гуманизма, но и понятие человека, каким его знали прежде. Один из самых ярких моментов спектакля — дикий, дерганый, уродливый танец молодого Гитлера. Как картина Европы, на глазах героев спектакля извивающейся в болезненном пароксизме рождения новой чудовищной реальности.
Информация о билетах: http://www.vakhtangov.ru/shows/stefanzweig
NO COMMENT