READING

«Икра трески» в Электротеатре: исцеляющая сила тво...

«Икра трески» в Электротеатре: исцеляющая сила творчества в пандемийном хаосе

Казалось бы, пандемия ковида расползлась по миру совсем недавно, не успели мы оглянуться – а с ее начала пролетели без малого три с половиной года. То, что мы только буквально вчера считали привычной рутиной, теперь – уже история и больше того – почва для драматургов. В Электротеатре «Станиславский» состоялась премьера спектакля «Икра трески» по одноименной пьесе Марии Манич. Написанная в апреле 2020 года, она выхватила самый жар ковидного хаоса, и это не фигура речи.

Режиссер спектакля Игорь Макаров в 2021 году уже ставил в Электротеатре ироничный фэнтези-блокбастер «Шочимики – цветочная смерть» (примечательно, что обе пьесы стали победителями всероссийского открытого драматургического конкурса «Цех драматургов»). «Икра трески» – хроника новейшей истории, в которой бытовое переплетается с мифическим, фантасмагория соседствует с околорелигиозными мотивами, любовь побеждает смерть, в ежедневной рутине находится место подвигу, а творческие порывы и находчивость порой заглушают голос разума.

Действие спектакля происходит в крупном городе России во время пандемии ковида, весной 2020 года. По многим репликам удается выхватить черты Москвы, но конкретное место действия не столь важно. Ключевой является атмосфера, а именно режим самоизоляции, запрет жителям покидать дома без веской причины, настигнувшая многих безработица и страх. Страх заболеть, страх быть помещенным в больницу, страх не вернуться оттуда, страх неизвестности.

Трое друзей – выпускник консерватории, арфист Ера (Евгений Капустин), живущий с мамой-бухгалтером (Елена Клищевская) и ведущий праздный образ жизни, и его приятели – предприимчивый Собака (Михаил Соколов) и философствующий псевдоинтеллигент Родя (Дмитрий Мягкий) – в своей новой пандемийной реальности всё чаще упоминают в разговорах икру трески. Для них это деликатес, символ процветания, достатка, мерило успешного успеха. Который, как известно, не валяется под ногами и сам на порог не заявляется. Собака, сам промышляющий в эти непростые времена работой на кладбище и прочим похоронным сервисом, предлагает друзьям поработать на Острове Здоровья – так теперь называется парк, переоборудованный под нужды заболевших, куда свозят на лечение пожилых людей с коронавирусом.

Чтобы иметь собственный заработок и не сидеть на шее у мамы, Ера устраивается на Остров Здоровья работать арфистом, – руководство учреждения набирает музыкантов, дабы помогать скорее выздоравливать и в целом поддерживать бодрость духа и позитивный настрой у пациентов больничного комплекса. Но своё трудоустройство Ера от матери скрывает. Увидев сына в репортаже по телевизору, мама приходит в ужас, ведь подобная работа, по ее разумению – верная смерть от страшной болезни. Эксцентричная и взбалмошная соседка Еры (Диана Рахимова), заболев, отправляется на Остров Здоровья для исцеления и обретения благости, хотя ее провожают буквально как в последний путь. Ее сын, великовозрастный детина Коленька (Александр Синюков), с ментальными особенностями и, как он сам себя называет, солнце русской поэзии, – временно остается пожить у мамы
Еры.

Несмотря на свежие воспоминания о безрадостных днях пандемийной самоизоляции и витающую тему смерти, которая обыденно и без прикрас обсуждается героями, спектакль по жанру тяготеет к бытовой комедии с элементами театра абсурда и эпизодами философии, драмы и мистики.

фото: Олимпия Орлова

«Икра трески» – яркая динамичная постановка о временах массовой самоизоляции. Да-да, задорно, живо и с огоньком о тех месяцах, когда люди массово сидели по домам, и бренности жизни, – с охапкой неожиданных поворотов и курьезных сцен. Остров Здоровья похож на замок Люцифера, добраться до него может лишь сильный духом и несгибаемый путник – да и то без мифического Харона и его лодки в этом случае не обойтись. А всех вновь прибывших на остров встречает охранник, очень похожий на одного известного библейского персонажа. Каждый выход из дома за продуктами или чтобы вынести мусор похож по силе переживаний и напряжению на погружение в отравленный радиацией город, но между тем – жизнь продолжается и кипит! Она рассредоточилась по сотням тысяч квартир, которые превратились одновременно в офис с ежедневной удалённой работой, в детский сад и школу, в ресторан и место виртуальных семейных ужинов с дальними родственниками, в заведение для досуга и отдыха. Жизнь пульсирует в больничных стенах, в машинах, спешно мчащих по городу, словом, никакая болезнь ее не способна сломить и загнать в угол. Именно такие островки жизни показаны в спектакле крупным планом, с их обитателями и их проблемами разного масштаба и толка.

фото: Олимпия Орлова

При этом, находясь в эпицентре ковидного хаоса, всем троим друзьям, кажется, не страшна ни болезнь, ни смерть. Они движимы не инстинктом самосохранения, а желанием жить и творить (еще неплохо бы и зарабатывать при этом, конечно), поэтому встречаются, общаются и работают в реальном, хоть и опасном мире, а не запираются по домам. Необычные приключения героев, в которых перемешаны реальность и фантасмагория, раскрывают в них героические черты: авантюристы и бунтари, они не боятся бросить вызов неизвестному и пугающему. Ведь, как известно, кто не рискует, тот не получает икру трески и тот не увидит свет в конце Лефортовского тоннеля, пройдя его пешком.

Билеты

Текст Алена Азаренко


COMMENTS ARE OFF THIS POST