В августе 2022 года в театре «Современник» прошел двухдневный фестиваль сторителлинга, режиссерами-кураторами которого выступили Илья Барабанов и Алексей Розин. Основными принципами фестиваля стали самостоятельный выбор произведения актерами-исполнителями, желание рассказать сюжет по-своему, выявить неочевидные моменты и включить в творческий процесс богатую игру воображения, к чему также побудить зрителей в зале. Опыт оказался интересным и успешным, поэтому проект вошел в постоянный репертуар театра, стал развиваться дальше, и вот в марте 2023 года на афишах появилось название первого полноформатного спектакля.
Итак, театр «Современник» представил премьеру спектакля «Сторителлинг» на Другой сцене. Три актера Театра – Игорь Царегородцев, Марина Лебедева и Ольга Родина – выбрали три произведения русской классической литературы, которые стали основой для авторской интерпретации и разговора со зрителем. Это не читка, не миниатюра, ни бенефис, не пересказ и не современные вариации на заданную тему, чтобы «придать новое звучание» проверенной классике или позаигрывать со зрителями на тему «быть или не быть». Жанр сторителлинга в данном случае – это опыт взаимодействия с аудиторией через переосмысление хорошо известного с школьных лет произведения, в котором принципиально важна личность самого актера-рассказчика. Он – творец мини-спектакля и вдохновитель, который избирает собственную систему координат и опорные точки в классическом произведении, наполняя его оболочку собственной эстетикой, переживаниями и наблюдениями, гармонично дополняя знакомую проблематику или предавая ей новый вектор.
Каждый исполнитель подготовил сочинение, пропустив через себя хрестоматийный текст, добавив личную историю, жизненный опыт, проведя анализ поступков героев произведения и контекста. Так, Марина Лебедева рассказала собственную волшебную историю «О снежных бабах и королевах» по сказке Евгения Шварца «Снежная королева», наполнив ее детскими влюбленностями и семейными историями, Ольга Родина составила подробные психологические портреты главных героев пушкинского «Евгения Онегина», вплетая в канву художественного повествования медицинскую терминологию и диагнозы из области психиатрии (рассказ «Запретный сплин»), Игорь Царегородцев рассуждал о тернистых путях творческих людей, взяв за основу повесть Гоголя «Портрет» (опус «Кисти, деньги и талант»), вспоминая собственные пробы в кино и насыщенное детство. При этом для формата «Сторителлинга» характерно, что сюжет оригинального произведения не определяет ни стиль повествования, ни освещаемую проблематику, а всего лишь является поводом для разговора (а выступление иногда включает диалог со зрителем и даже похоже на стендап на литературную тему): актер перенастраивает заданную систему координат для актуальной беседы, освещая те вопросы, которые он считает на самом деле важными для обсуждения или переосмысления.
Такие разные истории, методы анализа текстов, смысловые акценты и стиль повествования, однако, имеют много общего: каждый автор обращается к своему детскому опыту, рассказывает эпизоды взаимодействия с родителями, проводя параллели с событиями в выбранной пьесе либо вплетая личные переживания и практики в повествование в качестве примера, дополнительной иллюстрации, а в конце рассказа позволяет зрителям сделать свои выводы и вообразить альтернативный финал, обозначая свою позицию как один из возможных вариантов развития событий. И всё это с юмором, по-доброму, оригинально и творчески находчиво.
Ведущий спектакля – актёр Сергей Шадрин – перед выходом первого рассказчика обращает внимание зала на то, что зрителей могут ждать неожиданные выводы из казалось бы давно и хорошо знакомых историй. Каждое «сочинение» сторителлера – возможность открыть для себя классику заново, посмотреть на нее с точки зрения обозначенной (новой) проблематики или вновь открывшихся обстоятельств, которые не подвергались анализу ранее. И в этом мастерство актеров и сила заново пережитых эмоций, которые они дарят своими интонациями, акцентами и смещенными фокусами. Всего лишь нужно внимание и воображение – и хорошо знакомое произведение переживет удивительную трансформацию, вызвав новый интерес у зрителя в этот вечер.
В действительности, у создателей спектакля получился очень комфортный формат повествования – как для рассказчиков, так и для зрителей: небольшое пространство Другой сцены «Современника», приятная обстановка дружеских посиделок в уютной квартире, в которой горит приглушенный теплый свет, расставлена винтажная мебель, воздухе буквально парят стопки книг, а начало вечера предваряет живая музыка. Творческий квартирник по мотивам произведений … (Гоголя, Шварца и Пушкина в данном случае) – так бы можно было охарактеризовать новый формат спектаклей проекта, первой весенней ласточкой которого стал «Сторителлинг».
Текст Алена Азаренко
COMMENTS ARE OFF THIS POST