READING

«Полная иллюминация»: улыбка сквозь слезы...

«Полная иллюминация»: улыбка сквозь слезы

«Это просто рассказ, ты мог бы сделать его лучше жизни»
«Полная иллюминация»

В театре «Шалом» состоялась первая премьера сезона 22/23: в Центре Высоцкого показали “Полную иллюминацию” Галины Зальцман по книге Джонатана Сафрана Фоера. Эта вещь как нельзя лучше вписывается в повестку, которую озвучил на сборе труппы художественный руководитель театра Олег Липовецкий, а именно, что «Шалом» будет говорить со сцены об еврейских судьбах и судьбах других народов, толерантности и добрососедстве.

В основе история юного Джонатана, который отправляется на поиски женщины, которая во время войны в местечке на Украине спасла его дедушку-еврея. Сам он родился в Америке, и вот после смерти бабушки он получает фотографию, где его дедушка снят с неизвестной ему женщиной, а на задней стороне написано «Трохимброд 1940». Он нанимает себе сопровождающих в агентстве Jewish Heritage Tours, которое на деле оказывается небольшим семейным подрядом. В итоге его командой становятся его ровесник Алекс, крайне плохо говорящий по-английски, его вроде бы слепой и совсем не говорящий по-английски дед и собака деда по имени Сэмми Дэвис-младший (прекрасная роль без слов и на одной игре тела у Светланы Свибильской). Вроде бы классическое роуд-муви, обогащенное трудностями перевода и чудесным “английским” Алекса, перемежается сценами из быта прошлых столетий, жизнью похожей порой на фантазии и легенды. Финал вас добьет, но если вы читали эту очень популярную лет десять назад книгу или смотрели фильм «И все осветилось», вы его знаете.

Тем, кто успел увидеть и, попробуем глагол, “полюбить” “Волну” Зальцман в РАМТе, “Полная иллюминация” станет новым подарком. Очень глубокая получилась работа, все в ней к месту и к времени. Здесь идеально сплелись все мастера: режиссер, артисты, художники, бутафоры, музыка, свет. В каждой из сцен ты восхищаешься или всеобщей работой, или чьей-то в особенности. Но при этом ни одна сцена не оставляет тебя равнодушным. Странный спектакль в Современнике между этими двумя работами кажется совсем уж выколотой точкой.

«Полная иллюминация» – очень нежный к зрителю спектакль, тактичный. В нем есть мат, но он прекрасен и к месту, в нем есть секс, но как это красиво, есть нечеловеческая боль, но ты ее про- и переживешь вместе с героями. И останется тебе в память поле желтейших подсолнухов, бесконечный пляс обитателей местечка, да “коитусово излучение” под незабвенную Space oddity. За настолько идеальное использование Bowie музыкальному руководителю проекта Ванечке (Оркестр приватного танца) отдельное человеческое спасибо.

У «Шалома» очень сильная труппа как личностно, так и в ансамблевой работе. У каждого есть свои главные сцены, свои тонко подсвеченные изюминки героев. В итоге на выходе даже в таком многонаселенном спектакле ты помнишь каждого героя, что он делал и когда. Завораживающая Елизавета Потапова, воплощающая в себе несколько главных героинь истории, словно русалка, сошедшая с полотна художника. Ее Брод и ее Листа абсолютно магнетически действуют на зрителя, при этом диапазон возрастов, который Елизавета выдает, от младенца до старухи. И каждый переход гармоничен. Прекрасные Антон Шварц с его обаятельнейшим Алексом (он крадет, конечно, первенство) и Данила Теплов с хрупким и каким-то не от мира сего Джонатаном. Дедушка (Дмитрий Уросов) – персонаж, за развитием которого бесконечно интересно наблюдать. И, конечно, же жители местечка с их клезмерской музыкой, бесконечным повествованием и смехом в наитяжелейшие свои времена. Городка больше нет, их больше нет, но он живее всех живых, когда эти герои появляются на сцене в многоголосии своего оркестрика.

«Полная иллюминация» – остроумный, полный прекрасного юмора. И при этом один из тяжелейших спектаклей, который можно придумать на тему геноцида. И именно поэтому это идеальное сочетание и постановка, которую нужно увидеть всем.

Билеты

Текст Ольга Шишорина


COMMENTS ARE OFF THIS POST