READING

Гид по фестивалю Solo-2022 от команды LDQ Moscow...

Гид по фестивалю Solo-2022 от команды LDQ Moscow

XIV Международный театральный фестиваль моноспекталей Solo, еще месяц назад объявивший программу показов на октябрь 2022 год, теперь может похвастаться, хоть и обширной, но преимущественно российской географией театров-участников, что объясняется известными мировыми политическими и экономическими событиями, которые не могут не затрагивать и театральный мир в том числе. Тем не менее, статус международного Solo сохраняет: так, среди прочих участников, в октябре московские зрители увидят спектакль «Не обо мне» сухумского театра драмы имени Искандера.

Всего за 10 дней фестиваля зрители увидят 19 спектаклей из 10 городов – лучшие моноспектакли как текущего года, так и проверенные временем постановки, отобранные жюри СТД РФ. Ниже мы представляем гид по фестивалю, который пройдет с 1 по 10 октября на площадках Театрального центра «На Страстном» и Боярских палат Союза театральных деятелей РФ.

Открывает фестиваль 1 октября спектакль «Дневник писателя. Эпизод VII: Пушкин» театра «Поиск» (Лесосибирск). Это моноспектакль Максима Потапченко (номинант «Золотой маски» в 2019 году в категории «Лучшая мужская роль» в спектакле «Мёртвые души») в постановке режиссера Александра Ряписова по произведению Ф.М. Достоевского. Это подробный и эмоциональный анализ романа в стихах «Евгений Онегин», исследование феномена творческого гения Пушкина, интеллектуальное расследование той «некоей великой тайны», о которой говорил Достоевский в своей известной речи на заседании Общества любителей российской словесности.

В тот же вечер будет показан спектакль Камчатского отделения СТД РФ «Спасти камер-юнкера Пушкина» (Петропавловск-Камчатский) по пьесе драматурга Михаила Хейфеца, в постановке режиссера Валентина Зверовщикова. «История одного несостоявшегося подвига» в исполнении Алексея Высторопеца – умозрительное противостояние Миши Питунина и русского литературного классика, который, кажется, портит жизнь Мише с самого детства самим фактом своего существования, но не оставляет его воображение в покое, волнует, будоражит и захватывает в более зрелом возрасте, да так, что идея спасти Пушкина перед дуэлью становится буквально навязчивой идеей и делом жизни Питунина.

Спектакль «Палач/Executor» по мотивам повести «Кроткая» Ф.М. Достоевского театрального проекта «Drama & Physical Theatre» Anton Mozgalev (Москва) продолжит программу фестиваля. Актер, режиссер и автор сценической версии Антон Мозгалев обращается к мрачному миру палача и жертвы, которые в равной степени испытывают мучения. Антон Мозгалев – давний участник фестиваля Solo, он играл на знаменитых театральных фестивалях в Эдинбурге и Лондоне, Франции и Великобритании, выступал в Париже по приглашению Пьера Кардена. Его сценические версии выходят за рамки привычного театра; звук, свет, завораживающая пластика и костюмы – полноценные участники театрального перформанса, бескомпромиссного шоу.

Спектакль «Тюремный психолог» по пьесе Елены Исаевой («монопьеса в семи беседах») режиссера и исполнителя Дарьи Михайловой (Москва) – сценический вербатим о тяжелом, агрессивном мире несвободы, о людях, преступивших черту, и взаимодействии с ними. Одновременно это тонкий, местами ироничный анализ непростых жизненных ситуаций, одновременно привлекательных и пугающих простого обывателя («…когда вы работаете с такими людьми, это вас привлекает. Это тайна, загадка. Почему они так поступили?»).

Моноспектакль по письмам Ван Гога брату Тео «Ухо Ван Гога» Тюменского драматического театра – смелый сценический поиск нового, «объемного» образа всемирно знаменитого художника, отличного от растиражированного и почти попсового портрета, созданного на протяжении последнего века. Спектакль «о внутреннем «Я» художника, о его диалоге с самим собой, о взаимоотношении с моделью с предметом, о безликости и криках автора, о мыслящем зрителе, о бескорыстном служении, одержимости и любви» – таким его описывают создатели: автор и режиссер Роман Габриа (главный режиссер петербургского театра «Мастерская»), композитор Владислав Крылов, художник Арина Слободяник и исполнитель роли Ван Гога Александр Тихонов.

Проект Яны Лихотиной (Вологда) представляет спектакль «Поэт» режиссера Анны Ивановой по прозе, воспоминаниям и стихам ее земляка, урожденного вологжанина Варлама Тихоновича Шаламова. Это не только дань памяти писателя с невероятно тяжелой и трагической судьбой (2022 год стал юбилейным – 115 лет со дня рождения и 40 лет со дня смерти Шаламова), сценическое воплощение его творчества и жизни, но и исследование природы человека через испытания войной, лишениями, несвободой: любовь человека к Слову, потребность в том, чтобы спустя годы быть услышанным – не ради посмертной славы, но ради правды, ради идеи служения Слову, вера в торжество которого способно спасти.

Монодрама-фантазия по мотивам трагедии Уильяма Шекспира «Сны Гамлета» (автор Нина Мазур) Владимирского академического театра драмы построена по принципу ретроспективного анализа известных событий из жизни принца датского, как будто это пресс-конференция или ток-шоу. Вневременной характер образа Гамлета позволяет с легкостью перенести его в наше время, добавив для усиления эффекта присутствия современного антуража: микрофоны, ноутбук на столе главного героя, экран за его спиной. Гамлет, созданный актером Александром Аладышевым и режиссером Линасом Мариюсом Зайкаускосом, похож на импульсивную рок-звезду, выступающую под аккомпанемент голосов персонажей трагедии Шекспира: его образ интересен и интригует самую широкую аудиторию зрителей.

Спектакль «Хочу в Париж» Городского драматического театра (Нижневартовск) по мотивам одноименного рассказа Михаила Веллера – «маленькая история большой мечты» жителя провинциального городка, которую он пронес через всю жизнь, от юности до пенсии, – под песни Шарля Азнавура, Джо Дассена, Ива Монтана. Прожить всю жизнь с Мечтой, наполнять ее многочисленными придуманными образами парижан, музыкой, перенести зрителя, хоть ненадолго, в настоящий Париж, – все эти перевоплощения под силу актеру Евгению Наумову и режиссеру Вячеславу Зайчикову.

Театр музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой (Москва) представит на фестивале моноспекталь «Дорога» в исполнении Максима Севриновского по новеллам Томаса Манна «Дорога на кладбище» и «Разочарование» (режиссер-постановщик, автор идеи Гульназ Балпеисова, выпускница «Щуки», ассистент режиссеров в театре Вахтангова, актриса, в арсенале которой работа в театрах России, Казахстана и Европы). Это история человека, который, несмотря на свою жизнь, наполненную горестями и разочарованиями, не лишен иронии и пытается шутить над собой и миром вокруг. Монологи, рассказы героя дополняются музыкой и песнями – в спектакле звучат произведения Баха, Бетховена, Штрауса, Меркьюри. Зрители могут порассуждать о вечных вопросах бытия, посмеяться, погрустить – эта многослойная постановка наполнения разнообразными идеями и смыслами, и, кроме того, имеет необычный финал.

Великолукский драматический театр представит свою интерпретацию «Записок сумасшедшего» – пожалуй, самого необычного произведения Николая Васильевича Гоголя, которое спустя много лет звучит остро и актуально. Артист театра Евгений Петров и режиссер-постановщик Дмитрий Борисов представляют историю титулярного советника Поприщина, который начал вести дневник, постепенно теряя рассудок. Его собственный мирок, наполненный добром и мечтами, противостоит внешнему миру, где царят лицемерие, погоня за чином и достатком, – и большой вопрос, кто на самом деле сумасшедший.

Моноспектакль «Папы.Net» Елизаветы Климчук (MONOLIZA, Москва) – исповедь девушки, которая никогда не знала, что такое отцовская любовь. Это очень личная история автора, режиссера и единственной исполнительницы роли, которая звучит как прожитый и пережитый опыт взросления маленькой девочки, которой хотелось почувствовать себя «папиной дочкой». Глобальнее – это история про опыт и трансформацию личной боли в Прощение.

Спектакль «Жирная Люба» – коллаборация Московского еврейского театра «Шалом» и Театрального проекта 27 (Санкт-Петербург) по мотивам автобиографической повести Олега Липовецкого «Жизнь номер один», который является одновременно и исполнителем единственной роли. Зрители услышат эмоциональные признания и переживания «от первого лица»: толстый подросток сталкивается с издевками, потому что он не похож на окружающих ни внешне, ни по духу. Режиссер спектакля Юлия Каландаришвили (номинант «Золотой маски» в 2021 году), на протяжении последних лет последовательно освещает в своих театральных работах темы моббинга и буллинга, так остро стоящих в современном мире; ее творчество – не только для подростков, но и для взрослой аудитории, но в центре внимания непременно проблемы взрослеющих детей, их страхи, сомнения и трудности, знакомые, пожалуй, каждому.

Спектакль «Мой Лермонтов» (Фонд Сергея Безрукова, Москва) автора и режиссера Елены Чёрной в исполнении актера театра и кино Кирилла Зайцева – живой сложный портрет Михаила Юрьевича Лермонтова, являющего собой «образец благородства, мужества, чувства чести и способности любить». В спектакле звучат отрывки из писем, прозы, стихов поэта, романсы под гитару на стихи Лермонтова. Интерес к личности поэта позволил создателям спектакля вновь обратиться к творчеству Лермонтова и создать собственный многогранный образ поэта, на короткую, но удивительную жизнь которого выпали и поэзия, и война, и дуэли, и путешествия по Кавказу.

«Сон смешного человека» – нечастый гость театральной сцены. Режиссер Владимир Богатырев создал моноспекталь на сцене Российского академического молодежного театра (Москва) в жанре «откровения без перерыва»: в небольшом рассказе Достоевского, по признанию режиссера, сконцентрированы все темы и вопросы, которые писатель затрагивал в своем творчестве. Объектом внимания стали и насущные проблемы, и простые истины, и глобальные вопросы, загадки мироздания. Это произведение не теряет своей актуальности по сей день, словно он написан современником. Роль Смешного человека исполняет актер РАМТа Алексей Мишаков, известный зрителям по многочисленным постановкам театра последних полутора десятилетий.

Санкт-Петербургский Молодежный театр на Фонтанке представит на фестивале премьеру текущего года «Я жду тебя, любимый…» по пьесе итальянских драматургов Дарио Фо (лауреат Нобелевской премии по литературе в 1997 году) и Франки Раме. Это пронзительный монолог женщины, которую муж-ревнивец запер дома. Под гнетом бытовых и личных проблем, которые навалились лавиной, героиня по имени Мария (в исполнении Нины Лоленко) не чувствует себя свободной или защищенной ни в замужестве, ни в собственном доме. Остросоциальная драма о физическом и духовном насилии над личностью имеет эффект сеанса групповой психотерапии: важно говорить о темах свободы личности, собственного выбора, права на самоопределение, не бояться признаться в слабости и страхах. Акцент смещен с внешних обстоятельств, в которых оказалась Мария, на ее внутренние переживания.

Спектакль «Капитал» об одноименном труде Карла Маркса (Камерный театр «Среда 21», Москва) – один из необычных участников фестиваля. В его основе не современная проза и не признанная классика. Тем не менее, режиссер Надя Кубайлат (выпускница ГИТИСа, мастерской С.В. Женовача) вместе с философом Алексеем Цветковым создала игровой спектакль о жизни независимого театра и реалиях каждого человека. Ведь написанный 150 лет назад, «Капитал» не утратил своей актуальности и сегодня – это инструмент описания жизнеустройства и функционирования современного общества. Почти мистическое исследование фундаментальной работы Маркса проводит на сцене актер Александр Николаев.

Государственный русский театр драмы имени Ф. А. Искандера (Абхазия, Сухум) для исполнения единственной роли в спектакле режиссера Анны Романовой (выпускница СПГАТИ, курс Г.М.Козлова) «Не обо мне» пригласил заслуженную артистку Российской Федерации, заслуженную артистку Армении Веру Бабичеву, актрису Театра на Бронной. Моноспектакль (как описывают его создатели «маленькая пьеса для актрисы, пылесоса, телефона и кактуса») по пьесе драматурга Майи Тульчинской – не об актрисе собственно, но о каждом из нас. О современниках и времени, в котором мы все очутились: век высоких технологий, социальных сетей, дистанционного общения не приносит человеку счастья; мир не становится лучше – он странный, иллюзорный и довольно жестокий. Счастье живого общения – вневременная потребность, за которой, в том числе, приходят зрители в театр. Эта постановка одновременно о современных темах, и о вечном:любви, одиночестве, привязанности, проблемах «отцов и детей», смысле жизни.

«С кошёлочкой» (Театр «У Никитских ворот», Москва) – ностальгическая зарисовка о быте и образе жизни простого советского человека, который поставил режиссер Марк Розовский по одноимённому рассказу драматурга, прозаика и сценариста Фридриха Горенштейна (среди прочего, автор сценариев к таким картинам как «Солярис» Андрея Тарковского, «Раба любви» Никиты Михалкова, автор пьесы «Бердичев», чьи рассказы в СССР и в России практически не публиковались ни до эмиграции в 1982 году, ни долгое время после выхода в свет трехтомника в 1992 году). В декорациях советского магазина, продовольственных электричек, скромной квартирки, в условиях тотального дефицита и мнимой социалистической идиллии – проходит жизнь хрестоматийного, почти гоголевского «маленького человека» советской бытности – Авдотьюшки (Татьяна Кузнецова), которой приходится иметь дело с вопросами экономики, политики и нравственности.

Завершится фестиваль показом спектакля «Говорит Москва» Московского художественного театра им. А. П. Чехова по пьесе Юлии Поспеловой в постановке режиссера Данила Чащина (это уже третья совместная работа драматурга и режиссера в рамках МХТ). Поэтическая история взросления девочки в исполнении Народной артистки РФ Натальи Теняковой, для которой был специально создан этот спектакль, – драма личная и историческая: меняется девочка, ее иллюзии и мечты сменяются страхами; потрясения и трагические события происходят и с ее страной. Текст пьесы имеет особую динамику, хотя он и лишен рифмы, но ритмичен, полон отсылок, примет времени, имен реальных исторических личностей и построен таким образом, что только в процессе ускоряющегося движения (взросления героини) зритель понимает, от чьего лица ведется повествование. Тем сильнее впечатление от непредсказуемого, неожиданного финала: мир детства, наполненный добрыми мечтами, оборачивается местом страданий и гибели, близкий человек – тираном.

Билеты

Текст Алена Азаренко


COMMENTS ARE OFF THIS POST