READING

«Мастер-класс». La Divina. Людмила и Мария...

«Мастер-класс». La Divina. Людмила и Мария

Новая сцена театра Вахтангова разразилась премьерой: теперь там идет “Мастер-класс” Людмилы Васильевны Максаковой. Эти слова не хочется разъединять, ибо этот спектакль к юбилею артистки настоящий трибьют актерскому мастерству и полноценное показательное выступление.

«Мастер-класс» — это постановка по пьесе Теренса Макнелли, которую Людмила Евгеньевна Остропольская, долгие годы завлит театра Вахтангова, предложила Максаковой еще 15 лет назад. В тот момент не сложилось, но теперь к материалу вернулись и случилось попадание. Поставить спектакль Людмила Васильевна предложила Сергею Яшину, это его третья работа в театре Вахтангова и многие помнят его спектакль-долгожитель «Посвящение Еве» с Лановым и Князевым.

В основе истории знаменитые мастер-классы Каллас в Джульярдской школе искусств, которые она провела в 1971 и 72-м годах. Эти мастер-классы считаются ее первым появлением на публике, после того как она потеряла голос и покинула сцену в 1965-м. Разговор со студентами, разбор их работ погружает ее в пучину воспоминаний. Ведь каждая ария так или иначе напоминает ей ее жизнь, ее несчастную любовь и потерю сцены. Видимо для усиления этого погружения в историю Каллас, в версии Вахтанговского театра введен новый персонаж – Незнакомец в исполнении Олега Макарова – теневой воздыхатель, мечтающий воссоздать ее жизнь по крупицам, по письмам и написать ее биографию.

Вот и мы теперь на ее мастер-классе, где нет четвертой стены, а зритель нынешний смешивается со зрителем минувшим. Мы одновременно и на уроке для молодых исполнителей, и на исповеди. Исходя из личности Каллас сложно представить такие признания вслух, поэтому их проще воспринимать неким внутренним монологом, ставящим на паузу ту или иную сцену и переносящим в прошлое. Незнакомец же не только зачитывает ее письма, он воплощает ее мужчин. Надо сказать перевоплощается Макаров блистательно, и его Онасис мерзок до невозможного.

Максакова играет Каллас. Точка. И как она играет, это чудо перевоплощения какое-то. Все два с половиной часа она на сцене, огромное количество текста, потрясающая физическая и, конечно, артистическая форма. А как роскошно смотрится она в костюмах, созданных для нее Еленой Качелаевой. И пусть физически они с Марией Каллас не похожи, плюс есть сильное возрастное несовпадение, но в какой-то момент случается магия и ты видишь на сцене именно Каллас. И если вам покажется, что это не так, обратите внимание на задник сцены – там афиши Марии Каллас в ее главных партиях. Это одно лицо.

Отдельный восторг и потрясение ее партнеры, особенно Мария Волкова. Сложнейшая партия леди Макбет и талант в каждой мелочи. Волкова давно зарекомендовала себя, но здесь просто филигранная работа, соединение комического и трагического в одном выходе.

Любители оперы не останутся равнодушны, голоса молодого поколения вахтанговцев отточены. Иногда в такие моменты даже жаль становится, что они здесь, а не на оперной сцене. Всегда интересно следить за тем, как артисты воплощают на сцене героев, которым чужд или еще не раскрыт актерский талант. Студенты Каллас не бездарны, но за деревьями не видят лес. Они поют, но не проживают, и именно этому в первую очередь учит их Каллас.

К подробностям личной жизни и необходимостям их вынесения можно относиться по-разному, но этот бесценный урок мастерства, который мы наблюдаем, точно достоен всяческих похвал. Это интереснейший выбор для бенефиса, и в этом королевстве есть где разгуляться.

Билеты

Текст Ольга Шишорина


COMMENTS ARE OFF THIS POST