READING

«Сон смешного человека»: история о сегодняшнем дне...

«Сон смешного человека»: история о сегодняшнем дне и искусство актера

РАМТ продолжает своевременные разговоры о вечном. В Белой комнате прошли премьерные показы “Сна смешного человека” Достоевского в постановке Владимира Богатырева. Говорят, с учетом пандемии от идеи до премьеры прошло около трех лет. Что же, именно сейчас этот монолог о мире очень злободневен и нужен. Сам режиссер о спектакле говорит так: “В небольшом рассказе я обнаружил всего Достоевского, все его темы и мотивы сконцентрированы в этом произведении: и вечные, глобальные вопросы, и простые истины. Но еще больше меня потрясло, что это совсем другой Достоевский, ироничный, фантастический… Словно писал человек сегодняшнего дня, человек, которому приснился сон, как сделать так, чтобы все были счастливы”. И правда, все время действия тебя не оставляют именно эти мысли. Как же вовремя и как провидчески-грустно.

Алексей Мишаков, несомненно, давно заслужил свой моноспектакль, и вот он родился. Тяжелый многослойный текст Достоевского и множественные персонажи ему даются легко. Пространство Белой комнаты подыгрывает, ты наблюдаешь за всем почти на расстоянии вытянутой руки. И это несомненно усиливает производимый эффект, представить его на любой другой сцене театра невозможно. Спектакль на одного актера – всегда вызов, но Мишаков актер такого уровня мастерства, что с легкостью удерживает и глубину текста Достоевского, и своих несчетных персонажей и, главное, внимание зрителя. От него глаз не оторвать, а незамысловатая магия движений и работы с предметом, особенно в части сна, почти гипнотизирует. Кажется, накидай еще десяток героев, расширь на час сценическое время, неважно – шарик из рук фокусника не упадет.

Отдельно хочется отметить работу художника. «Сон смешного человека» прелестен в своих деталях: не устаешь разглядывать героя и его замысловатый скарб, а он, жестом фокусника, все вытаскивает новые яркие лоскутки, а потом превращаясь обратно в нелепого человека начинает собирать то, что по началу казалось нагромождением хлама. А как прекрасны пуговицы, подчеркивающие инаковость героя…

Единственное, что немного выбивается из общего слаженного ритма, это музыка. Она все время напоминает о своем существовании, порой совершенно не вовремя пробуждая в голове вопросы: «а почему именно эта мелодия, а зачем?». Она мешает и рушит тот очень искусно вытканный мир, который создает Мишаков на сцене.

А мир, который существует на сцене, он вне времени и пространства. Всего час двадцать, а столько пережито. Вроде бы Достоевский, а ты не можешь перестать думать о сегодняшнем дне, чему тем более способствуют приметы быта. Очень вовремя.

Вспоминая о том, что РАМТ в первую очередь театр для молодежи, нельзя не порадоваться, как прекрасно складывается паззл. Сложный, невыносимый порой в школе Достоевский здесь раскладывается по полочкам и прямо просится в руки перечитать, нырнуть в детали. Ну а если и в этот момент не попросится, чудо все равно случилось, вы уже внутри книги и вас с ней познакомили. Идеальный вариант для знакомства с произведением.

Билеты

Текст Ольга Шишорина


COMMENTS ARE OFF THIS POST