READING

«Душа моя Павел». Что за глупый скворец?...

«Душа моя Павел». Что за глупый скворец?

«А он – чудак не мог понять никак,

Куда улетать – зачем его куда-то зовут.

Если здесь его дом,

Его песни, его pодина тут»

«Душа моя Павел» несомненно главная премьера РАМТа в сезоне 2021/2022. Мы очень долго ее ждали, ведь с момента официального анонса планов театра до премьеры прошло несколько лет. Сейчас, когда спектакль вышел и вышел именно таким, даже интересно каким был бы он и его смыслы, например, полгода назад.

«Душа моя Павел», роман взросления Алексея Варламова, рассказывает о Павлике Непомилуеве, приехавшем из закрытого города Пятисотый, города, «который не значился в справочниках и расписаниях», поступать на филфак МГУ. На дворе 1980-й год. Павлик проваливается на экзаменах, но с легкой руки декана Музы Георгиевны Мягонькой попадает-таки на первый курс, а вместо парты сразу со всеми парнями-первокурсниками на картошку под Можайск. Важно отметить, что спектакль в РАМТе поставлен не по роману Варламова, а основан на инсценировке Полины Бабушкиной, драматурга и ученицы автора. Хотя спектакль и роман особо друг другу не противоречат, корректно было бы их все же разъединить. Основное различие – в спектакле сохранена реалистичная часть истории, а магический реализм второй части оставлен за скобками.

Если проследить за спектаклями Бородина, то «Павел» встает в генеральную линию идеально. В нем можно увидеть и то, что беспокоило в «Береге утопии», и отсылки моральных проблем «Демократии», конечно же, «Горе от ума». Свой путь как художественный руководитель ЦДТ как раз в 1980-м году он начал с постановки «Отверженных». И вот снова разговор о правильном понимании слова «свобода». Это бесконечно Бородинский спектакль, но при этом совершенно для него неожиданный. Хочется порой назвать его хулиганским, но в высшем смысле этого слова. Не зря с самого начала замысел определялся как «студенческий спектакль на Большой сцене», и этот дух молодости и надежды царит в зале все действие.

Этот задор студенчества, добродушного существования вне зависимости от ситуаций, в которые попадают Павел и сотоварищи, становится будто бы новым пластом эзопова языка. Давно не было спектакля, который так бы совмещал в себе легкость, юмор и глубинные смыслы. И неудивительно, что он родился именно у Бородина, человека, чьи работы и поведение всегда отличала некая Дон-Кихотовость.

Алексей Владимирович говорит, что 1980-е в спектакле лишь сценическая фактура и они хотели уйти от стилизации эпохи, все равно нельзя не отметить, как точно она воссоздана. Воссоздана не яркими красками, а как будто пастелью. Моя мама, поступившая в университет примерно в это же время, сидела подпевала все песни и улыбалась всем маячкам того времени. За музыку отвечает Александр Девятьяров (в спектакле он играет одного из структуралистов Данилу). В его аранжировках мы слышим знакомые, знаковые песни. И если некоторые из них просто создают настроение, то другие дарят иное прочтение сценам, в которых используются. «Скворец» в исполнении Тараса Епифанцева просто пронзает. После того, как ты в него вслушиваешься наконец, все смыслы в этот момент складываются в нерушимый паззл. Или «Дайте собакам мяса» в исполнении Девятьярова, и это важно, что именно его герой Данила начинает ее играть.

Восхищает, как продуманы образы, они настолько объемно созданы, что пусть про героев мы узнаем самую чуточку, но мы можем представить себе всю их жизнь и мотивы поступков. Семибратский (Александр Доронин), Сущ (Владимир Василенко), Муза Георгиевна (Лариса Гребенщикова)…

Героиня Гребенщиковой чем-то мимолетно, видимо образом, напоминает Наталью Сергеевну Горелову из «Доживем до понедельника». Как будто наследует ей и великому «счастье – это когда тебя понимают». Яркий представитель старшего поколения Владимир Василенко. Его невозможно забыть после спектакля «Сны моего отца», здесь в «Павле» снова ярчайший образ, филигранно простроенный и отыгранный. Дуализм Суща, его мефистофилевская ухмылка и «игра» с Музой прекрасны. Неравнодушный, непонятый Семибратский. У Александра Доронина почти все сцены выстроены на мимике и сопротивлении. Сопротивлении миру ли, картошке, доносчикам или помехам в его главной работе – докторской по лексикологии. А его молчание в последних сценах – искусство переживания как оно есть.

Четыре мушкетера структурализма – Бодуэн (Виктор Панченко), Бокренок (Иван Юров), Данила (Александр Девятьяров) и Сыроед (Дмитрий Бурукин). Прекрасны как единая система и каждый в отдельности. Особенно радостно за Ивана Юрова, для которого это первая значимая роль на Большой сцене. Его Бокренку очень сопереживаешь во втором акте, хоть и признаешь правоту и разум Бодуэна. Пишут, что Панченко в роли Бодуэна не узнать, нет, он узнаваем, но и правда какой-то иной, словно повзрослевший. Дмитрию Бурукину, воплотившему балагура и автора самых едких шуточек «мурло из Электростали» Сыроеда, роль идет как влитая. Ему же мы обязаны хореографией. Чего стоит лишь первый «выход» структуралистов или все сцены картошки, или, самые эффектные, драк.

Один из самых противоречивых образов – Рая – у нее достаточно мало сценического времени и мы совсем не знаем ее историю. У Янины Соколовской это больше уставшая женщина, ее оскорбляет Павликово «ложить» и при этом желание учиться в лучшем вузе страны (лишь она из всех преподавателей произносит название МГУ полностью, уважительно) и коробят Музины фляжки. Но при этом не кажется, что она подсиживает Музу из-за должности, просто от несоответствия идеалам. У Дианы Морозовой же получилась яркая, жесткая карьеристка, она стерва и именно это ее внутренний двигатель.

И, конечно же, главный герой – Павлик Непомилуев. «Павлючок-дурачок», «святая комсомольская рожа», каких только эпитетов не удостаивается этот чистый как ребенок герой. Даниил Шперлинг, который за эти три часа со сцены исчезает буквально на полторы сцены, настоящий нутряной Павел. При этом я помню, как когда было объявлено распределение, никак не могла сложить его с образом из романа, а теперь не могу представить другого на его месте. Его разговоры с отцом как нравственный камертон всей истории, это рождение нового, может не взрослого еще, но гораздо более готового к жизни человека. За ним следишь любуясь, как мужает красивый некрасивый Павлик, как учится хитрить (но, конечно же, для благого дела), как остается верным своим нравственным идеалам.

«Душа моя Павел» определенно достоен целой серии просмотров. Когда знаешь основную канву (и я не про сюжетную линию, а про режиссерские решения), расслабляешься и следишь за деталями. И это потрясающе продуманный спектакль, в нем ничто не случайно, любая фраза и действие выверены. А если что-то покажется случайным, ему тоже найдется парная мысль и разъяснение. И эта грустная ирония, и этот дух эпохи, в которой я не жила, если верить календарю, но, увы, понимаю.

Билеты

Текст Ольга Шишорина


COMMENTS ARE OFF THIS POST