TheatreHD: Сны Ноймайера в летнюю ночь

«Сон в летнюю ночь» Джона Ноймайера – это уже классика балета. Впервые поставленный в 1974 году для Гамбургского балета, он так же был затем повторен в семи театрах. В 2004 году «Сон» стал первой постановкой Ноймайера в Большом театре, за ним уже последовали «Дама с камелиями» и «Анна Каренина».

Ноймайера называют хореографом-интеллектуалом: обладатель степени бакалавра по литературе и театроведению он часто обращается к классической литературе. Так, например, «Сон в летнюю ночь» стал его третьим обращением к Шекспиру, до этого были «Ромео и Джульетта» и «Гамлет».

Наверное, самое сложное в восприятии «Сна» – поверить, что он так долго уже существует на сцене. Ибо он максимально современен как в трактовке, так и в костюмах. Начнем с того, что привычное деление на два мира (Афины Тесея и волшебный лес эльфов) здесь подкреплено музыкой. Светский мир живет в классической традиции Феликса Мендельсона-Бартольди (вспомним, что у Джорджа Баланчина весь балет построен на этой музыке), магический в прямом смысле зажигает под электронику Дьёрдя Лигети, а веселые ремесленники проводят свою репетицию (и затем представление) под живые звуки старой шарманки. Шарманка тоже не проста, здесь звучит «Травиата» Верди.

Ипполита примеряет подвенечный наряд, ее подруги Гермия и Елена помогают ей в подготовке к торжеству. Роскошный подарок Тесея сопровождает офицер Деметрий, бравый военный во всем лоске своего мундира и роскошных усов. Но Гермия, чье внимание он пытается заслужить, увлечена садовником Лисандром, трогательным пылким юношей. Записку-признание Лисандра находит Елена, бывшая возлюбленная Деметрия, и показывает ее Деметрию. Никаких разгневанных отцов, принуждений к свадьбе и споров перед Тесеем – здесь милая куртуазная любовь в высшем обществе. Костюмы в стиле ампир отправляют нас куда-то в наполеоновскую Францию.

Классический конфликт Тесея и Ипполиты (ведь царица амазонок была принуждена к династическому браку) также переосмыслен и переосмыслен очаровательно. Вся волшебная часть «Сна» – это настоящий сон Ипполиты, страдающей от сомнений в любви Тесея и нашедшей пылкое признание Лисандра Гермии. И надо отдать должное, пара Тесей-Ипполита, они же Оберон и Титания, это одно из самых больших богатств спектакля. В нынешней редакции их танцует пара по жизни – Эдвин Ревазов и Анна Лаудере. Потрясающе красивые артисты, чем-то смутно внешне напоминающие печально известных Годунова и Власову. Даже сложно определить, что больше завораживает в их танце: идеальная техника или драматическая составляющая. Не будет спойлером, но Тесей влюбится в свою Ипполиту и это выражения взаимного счастья на лицах уже не забыть.

Вернемся к электронной музыке Лигети и странному миру волшебных существ. Эльфы в трактовке Ноймайера похожи больше на инопланетян, случайно оказавшихся на данной планете, обладающих своей собственной гравитацией. Неоновые костюмы будто вторая кожа, шлемы-шапочки, трансовые движения – неподготовленному зрителю (и тем более новичку) будет ох как сложно. Самый человечный и близкий к зрителю – Пак. Кажется, что страшный недотепа, всю путаницу с квартетом влюбленных совершивший не по игривому настроению, а по случайности и невнимательности. Их «перепалки» с Обероном комичны до безобразия, так и ждешь, что в конце очередного витка путаницы Пак сам станет обладателем ослиных ушей или другого наказания.

Не менее комична и вызывает улыбку, конечно же, пьеса в постановке ремесленников. Чего только стоит «Фисба» на пуантах с яркими красными румянами и фривольным мейком. Кажется, над этой частью истории я не смеялась столько со времен спектакля у Фоменок.

«Сон в летнюю ночь» Джона Ноймайера по итогу очень и очень красивый балет, но доступный лишь для тех, кто готов отступить от классических традиций и рассмотреть для себя целый калейдоскоп техник и пластики.

Билеты 

Текст Ольга Шишорина


COMMENTS ARE OFF THIS POST