READING

TheatreHD: Сон в летнюю ночь. Красивая сказка с по...

TheatreHD: Сон в летнюю ночь. Красивая сказка с помпезным концом

Все знают Свадебный вальс Мендельсона, но не многие сразу вспомнят, что он был исконно написан для пьесы «Сон в летнюю ночь». Эта шекспировская комедия достаточно часто использовалась как либретто для балета, и вот в 1962 году свое виденье представил Джордж Баланчин.

Одних из немногих сюжетных балетов Баланчина, поставленный им в неоклассическом стиле и под влиянием датской школы балета, был создан им для Балета Нью-Йорк Сити. Постановка, которую нам показывает проект TheatreHD, это уже репертуар Парижской оперы, запись 2017 года.

В именно этом представлении сошлись несколько поколений исполнителей: запись шла, пока часть труппы была на гастролях. В спектакле занято семь этуалей, что можно считать балетным бинго. Здесь и первая солистка Парижской оперы Летиция Пюжоль в роли Елены: Пюжоль на момент записи уже 42 года, и это немного бросается в глаза при крупных планах, но ее техника великолепна и быстро отвлекает от «неюности» Елены. И танцовщик Эмануэль Тибо в виде легкого, дурачливого духа Пака, и Элеонора Аббаньято в роли королевы фей Титании.

Конечно, главный бриллиант этой постановки – роскошный красавец, этуаль Уго Маршан в роли повелителя эльфов Оберона. Его сольные партии, прыжки периодически крадут все шоу. В этот момент очень хочется оказаться по ту сторону экрана и ощутить всю энергию его выступления непосредственно из зала Оперы.

Баланчин в своей постановке использовал многие старые приемы императорского театра. Не зря его в свое время окрестили «сном о русском балете». Это достаточно помпезный, богатый на краски балет. Но при этом здесь много и именно постановочных новаций Баланчина, ставших основой нового хореографического языка.

Фонд Баланчина достаточно строго относится к наследию своего мастера, и поэтому все постановки по его балетам должны быть в полном соответствии стандартам стиля и техники Баланчина. Относится это также и к костюмам, что в данной версии привело к очень интересному сочетанию. Заниматься сценографией и костюмами для «Сна в летнюю ночь» в Парижской опере был приглашен известный модельер, мэтр Кристиан Лакруа. И даже он оказался скован по рукам и ногам при разработке образов. В антракте между действиями будет небольшой фильм-интервью с ним, где зрителю покажут цеха, эскизы, и сам Лакруа расскажет о всех тонкостях этого балета. Костюмы, надо сказать, и правда потрясают: 40 эскизов, 200 костюмов, абстрактные декорации, сохраняющие стилистику XIX века. Чего стоят только радужный плащ Пака, отсылка к тюдоровскому веку в одежде афинян или волшебный лес фей и эльфов. Уго Маршан с его римским профилем выступает в золотом облачении императора.

Весь сюжет комедии уместился в красочное первое действие балета: сохранились даже ремесленники, правда, увы, без своего спектакля. Все кукольно-сказочное, зефирное. Второе действие полностью посвящено свадьбе: это уже римские костюмы, помпезный задник и, в принципе, сплошной дивертисмент. Сразу вспоминаются «Драгоценности» и другие бессюжетные балеты Баланчина.

Этот красочный балет не зря имеет маркировку 6+. Его так и хочется порекомендовать смотреть с детьми, чтобы через сказку, придуманную Шекспиром, они погрузились в сказку под названием «балет».

Билеты

Текст Ольга Шишорина