READING

«Аккомпаниатор»: воспоминания неудачника, или был ...

«Аккомпаниатор»: воспоминания неудачника, или был ли загублен талант?

Пьеса Марселя Митуа была написана в 1960-м году. По накалу боли, скопившейся в персонаже, она неуловимо напоминает более известный российскому зрителю «Контрабас» Зюскинда. История о неудачливом актере Люсьене Люке, когда-то выступавшем с чечеткой в мюзик-холлах Франции, а теперь вынужденном в тех же залах сидеть в тени и быть незримым аккомпаниатором. Одно выступление перед случайным зрителем, метущийся монолог героя, обвинения, признания, выплеснутая боль.

Хрупкий, изломанный персонаж Люсьен в исполнении Дениса Сорокотягина вызывает очень смешанные впечатления. С одной стороны, конечно, некая жалость, с другой – презрение и отторжение. Как и всегда в камерном спектакле огромная ценность и значимость – видеть глаза артиста. А здесь очень красивые глаза Дениса в какой-то момент становятся настолько сумасшедшими, еще и герой в этот момент обращается лично к тебе – и становится очень неуютно. Наверное, эти мурашки, который вызывает этот дерганный, немного марионеточный по своим движениям человек, и есть главное достижение спектакля. Он очень короткий, буквально час, и весь этот час у тебя, как зрителя, нет ну никакой возможности ни отвлечься от сцены (а ты в принципе являешься уже ее частью), ни уйти мыслями в себя. Зрителям первого ряда так вообще нужно быть очень подготовленными: им коммуникации со странным аккомпаниатором не избежать никак.

«И вот уже десять лет, как я в тени, на сцене справа. Не освещаемый прожектором. А прожектор — это прекрасно, если бы вы знали, как сладостно ощущать его теплый луч, его ласку, он придает уверенность в себе… Показывает, что ты существуешь, что ты что-то из себя представляешь»

Сорокотягин здесь и исполнитель главной роли, и режиссер, и автор музыкальных номеров. Рассказывает, что пьеса Митуа была с ним еще со студенческой скамьи, но тогда еще не было уверенности в своих актерских силах. Сейчас же это полноценный, очень яркий моноспектакль, уже успевший попасть в лонглист «Звезда театрала» аж в двух номинациях. Изначально спектакль игрался в Культурном центре Искандера, попробовал несколько разных площадок, включая музей Бахрушина, и по приглашению Елены Антоновны Камбуровой обрел дом на Большой Пироговской.

Красивейший Малый зал «Театра п/р Е.Камбуровой» идеально подходит под эту историю. Мы уже внутри концертной площадки, не нужны никакие дополнительные декорации, лишь фортепиано и исполнитель. Он оформляет свои признания в смешные куплетики, сразу же их наигрывает, и в этот момент, кажется, что он мог быть талантлив и просто неудачлив. Этих куплетов нет в пьесе, они личное изобретение Дениса. Надо сказать, это прекрасная задумка, а «Это я его убил» (не спойлер) напоминает все классические мелодии мюзик-холлов и создает полное погружение в атмосферу.

Билеты

Текст Ольга Шишорина