МЕТ в этом сезоне, который они начали из-за пандемии достаточно поздно, сделал ставку довольно неожиданную и открылся премьерой оперы Теренса Бланшара «Огонь в душе моей». И это прямой вызов консервативной публике и всему, к чему привык средний любитель оперы. Теренс Блашар, для российской публики знакомый в первую очередь как композитор фильмов Спайка Ли (например, нашумевший лауреат Оскара «Черный клановец»), вообще-то известнейший музыкант, джазмен и обладатель 5(!) Грэмми. Но при этом все равно основное, что говорят о появлении «Огня» в репертуаре МЕТ – это то, что Теренс первый чернокожий композитор в его иконостасе.
«Огонь в душе моей» сложно назвать оперой в привычном значении этого слова. Здесь смешаны и джаз, и госпел, и все то, что олицетворяет собой музыку черного Юга. Плюс либретто, в основе которого лежат мемуары обозревателя New York Times Чарльза М. Блоу. Самый младший ребенок в семье, пьющий и гулящий отец, мать, которая еле сводит концы с концами, работая на птицекомбинате и, наконец, кузен, в семилетнем возрасте его совративший. Жажда мести и желание убить себя долгие годы. И если это уже звучит ужасно на бумаге, просто представьте себе, как тяжело это смотреть (да и играть) три часа подряд. Тем более, что в роли маленького Чарли (и оригинальное Char’es Baby в ряде сцен просто ножом по сердцу) очаровательный двенадцатилетний парнишка Уолтер Рассел Третий.
Очень сложные, насыщенные партитуры, богатая оркестровка, тексты, в которые вплетена книга пророков – кажется, что после того, что переживала опера в двадцатом веке, это какой-то новый ее уровень. Голоса здесь настолько мощные, что порой подавляют собой непосредственный текст арий, и если не следить за субтитрами, то теряешь себя в потоке. Исполнительница роли мамы главного героя Латония Мур – джазовая певица, Энжел Блю (она играет здесь три равномасштабные роли Одиночества, Судьбы и Греты, девушки, спасающей уже взрослого Чарльза) с детства исполняет госпел. Кроме классической уже «Порги и Бесс» и точечных приглашений в слепых кастингах ранее и не было возможности у афроамериканских артистов проявить себя на оперной сцене и тем более сцене МЕТ. А здесь их великолепные голоса и неподражаемая харизма сверкают.
«Огонь в душе моей» определенно новая веха в мире оперы. Такого сцена МЕТ не видела до этого, и это не только из-за духа афроамериканского мира и возможности красиво ввернуть “motherf*er”. Главное – это ее тема, важность и значимость разговора о которой нельзя преувеличить. Это, повторюсь, крайне тяжелое произведение обязательно к просмотру у современного мыслящего человека.
Текст Ольга Шишорина
COMMENTS ARE OFF THIS POST