READING

«Екатерина» в ШДИ. Проклятие правителя или вся жиз...

«Екатерина» в ШДИ. Проклятие правителя или вся жизнь как вынужденная игра

Мы уже писали о двух премьерах молодых режиссеров в ШДИ (в этом сезоне ставка на выпускников и студентов старших курсов режиссерских мастерских Сергея Женовача, Александра Галибина и Игоря Яцко): первым был «РулетенбургЪ» Евгении Тодоровой в зале «Манеж», затем «Собака с дамочкой» Гоши Мнацаканова в «Тау-зале». Теперь же – «Екатерина» Максима Иванова в зале «Глобус». Зритель всех этих спектаклей может собрать почти полный паззл театра, ждем теперь «Грот-зал» и задействованное пространство «Атриума».

«Екатерина» – это сценическое воплощение пьесы Елены Греминой «За зеркалом», основанной на анекдотах о жизни великой императрицы и ее фаворитов, вынужденных за этим стеклом существовать. «И шведский посол – что, мол, Ваше Величество, за комнатка за зеркалом? Что оно скрывает? Это, Сашенька, про твою комнатку, про эту. … А Матушка возьми и отвечай: там, мол, изволите видеть – судно. Судно, и я достаю его, когда хочу, из-за зеркала. По большой нужде достаю и по малой… Все так смеялись, так смеялись…». Впервые «За зеркалом» поставили во МХАТе в 1993-м году, главную роль исполнила Галина Вишневская.

Для режиссера Максима Иванова (выпускник мастерской Александра Галибина) это уже второе обращение к текстам Греминой: до этого он поставил «Дело корнета О-ва» в Центре драматургии и режиссуры. «За зеркалом» шла в сборнике следующей, и, как отмечает Максим, очень его вдохновила и зацепила.

Героев трое: матушка императрица (Екатерина Аликина), ее фаворит Сашенька, он же поручик Александр Ланской (Алексей Славкин), и наперсница Екатерины во всех делах графиня Брюс (Мария Зайкова). На сцене они почти они всегда втроем. Еще историю обрамляет молитвенный хор, работающий музыкальными смычками всего произведения.

Зал «Глобус» выбран для действия неслучайно. Являющийся небольшой копией известного театра, он дает художнику-постановщику огромный простор для творчества. Сцена может опускаться и подниматься, здесь, в «Екатерине» фактически иллюстрируя вертикаль власти и одновременную близость и удаленность Матушки от своего Сашеньки. Плюс богатое оформление самого зала, подкрепленное сценическими решениями, почти погружает нас в ту эпоху. Почему почти? Ибо это, слава богу, не историческая реконструкция и попытка играть в Екатерину и ту эпоху, которыми грешат почти все экранизации, посвященные этому периоду. Здесь сразу позиционируется вымысел, легкая, куртуазная игра и очень четко считываемая ирония. В этом заслуга и прекрасного текста Греминой, и актрис, на чьих плечах в первую очередь лежит вся махина текста и смыслов. Алексей Славкин, наследник славной династии Симоновых-Кайдоновских, во многом пока красивое дополнение к этой истории, как и заложено быть его герою. В роли вечно смущенной девицы, а в мире Екатерины другого распределения быть и не может, он органичен. И в целом развитие его персонажа в рамках первой большой работы на сцене показано очень неплохо.

«Екатерина» очень богатый спектакль. Глаз не оторвать от костюмов или возможностей зала, а главное от Екатерины. Ее определение – это игра. Матушка играет, ибо устала уже быть серьезной. Самые яркие реплики – ее, импровизации (спонтанные или заложенные в канву) – тоже ее. А так как вы находитесь от нее на расстоянии руки (если взяли билеты в 1й ярус), то будьте готовы ответить на вопросы императрицы. Вопросы и залихватские ремарки у нее найдутся для каждого.

Билеты

Текст Ольга Шишорина


COMMENTS ARE OFF THIS POST