READING

Сказочно красивый борщ или спектакль «Левша» на сц...

Сказочно красивый борщ или спектакль «Левша» на сцене Театра Наций

О любви к родине через оперную музыку, балет, стендап и витиеватый слог Н. Лескова рассказывает режиссер М. Диденко в новом спектакле «Левша» на сцене Театра Наций. Жанр спектакля заявлен в программе как «борщ». Все потому, что спектакль «Левша» – новая театральная форма, объединяющая оперу, балет, драматический театр, стендап и нейронную сеть.

«С художником Марией Трегубовой мы создали на сцене некую нейронную сеть, где любой элемент может вызвать самые непредсказуемые последствия», – поясняет специфику жанра М.Диденко

Идея пригласить для участия в спектакле балерину Диану Вишневу принадлежит художественному руководителю Театра Наций, Евгению Миронову. Для Вишневой роль Блохи – продолжение линии, начатой в 2007 году авангардным спектаклем режиссера А. Могучего «Silenzio.Диана Вишнева», где она была главной героиней и танцовщицей.

В спектакле Диане поручено передать зрителю смыслы русскости души с ее болью, печалью, тоской и понятием «земли русской». Блохе, как это часто бывает с душой, надели подковы, которые стали ее ограничивать, тянуть вниз и заземлять.

Несмотря на то, что авторский текст сказки Н. Лескова сильно купирован инсценировщиком Валерием Печейкиным, многие колоритные сказочные слова и родные выражения, такие как «мелкоскоп», «проездиться», «набалдашник», остались и звучат в речи Е. Стычкина (театральный Левша) и проецируются на экран для зрителей.

«Интересность театра в том, что бы на территории текста всегда создавать новые миры для зрителя», – поясняет режиссер абсолютную свободу работы с текстом.

Левша (Е. Стычкин) Максима Диденко по сюжету театральный работник сцены, а по сути – представитель народного меньшинства, даже «меньшинства меньшинств», это просто маленький, добрый, работящий человек. Его монологи, со слов самого актера, очень фривольны с точки зрения импровизации. Другими словами, артисту разрешено юморить, общаться со зрителем и рассказывать всегда на разный манер и разными словами, нет четкой привязки к тексту пьесы.

Декорации «Левши» – монументальны. К примеру, в одном из действий на сцене возводится гигантский скалодром, который становится временной сценой. На высоте несколько метров сливаются в танце Левша и Блоха. Потрясающий свет и музыка И. Кушнира завораживают зрителя до мурашек, когда на сцене появляется Вишнева, происходит абсолютное торжество пластики над литературой.

Оформление сцены и костюмы «Левши» европеизированы, однако смысловая нагрузка спектакля – демонстрация любви к Родине через любовь к русской культуре и русской душе. Демонстрация красоты всего национального: широта души, балет, русское слово.

Билеты

Текст Олеся Смирнова