READING

«Вечно живые. История в лицах»: почему вы такие не...

«Вечно живые. История в лицах»: почему вы такие нерадостные?

Такой вопрос задавали советские журналисты Олегу Ефремову, основателю театра «Современник» в 60-х годах прошлого века. Спектакль «Вечно живые. История в лицах» стал ответом на этот вопрос, длинной в 2,5 часа.

Посмотрев «Вечно живых…» даже непосвященный зритель запомнит историю возникновения и становления «Современника». Речь идет о первых 6 годах жизни театра, пьеса же создавалась на основе изучения воспоминаний, биографий и архивных документов. Великий «Современник» был когда-то рожден утопическим вдохновением и идеей фикс нескольких выпускников школы-студии МХАТ. Идея заключалась в создании театра, основанного на коллективном, демократическом управлении творческих людей.

Фото Даниил Примак

Тогда молодой преподаватель, Олег Ефремов (на сцене сегодня его играет внук, Никита Ефремов) был для студентов «одним из своих», человеком, настолько увлеченным искусством, что его «костюм и головной убор порочили систему Станиславского», настолько скромно и нелепо он выглядел. Серьезные, именитые в будущем артисты и театральные деятели, – О. Табаков, И. Кваша, Г. Волчек, Е. Евстигнеев – назывались тогдашними чиновниками от культуры «шантропой и не более» и долго не имели веры в успех начинаний «Студии молодых актеров».

Простым языком, с иронией и юмором, и очень близко к реальным событиям, актеры театра «Современник» рассказывают о трудностях поиска пьес для первых постановок, о цензуре и запретах, о скитаниях по сценам гостиниц и домов культуры, о внутренних разногласиях и первых достижениях, о том, как сложно и страшно было предлагать зрителям первые билеты на свои спектакли.

Фото Даниил Примак

Сегодня эти воспоминания выглядят очень мило и трогательно, а в начале 60-х гг прошлого века появление «Современника» было настоящим прорывом, разделившим театральным мир на ДО и ПОСЛЕ. Сегодняшнему зрителю, артисту или режиссеру сложно представить, как это: многомесячные неоплачиваемые репетиции спектакля «Матросская тишина», затем разовый показ министерским кураторам с птичьими фамилиями и строжайший запрет на показ для зрителя. Без объяснений и комментариев. Или как министр культуры Фурцева могла лишить (и лишила) «Современник» сцены в гостинице «Советская» за сарказм в сказке «Голый король», ведь его можно было трактовать как антисоветчину.

Фото Даниил Примак

Посмотрев спектакль о прошлом «Современника», становится ясно – этот театр всегда был открыт и близок для зрителя. Общее поле восприятия и содружество – были и остаются главными ценностями.

Изначально «Вечно живых…» задумывали показать лишь раз. В день 65-летнего юбилея. Однако потомки великих предков, а так же нынешняя труппа «Современника» настолько хороши на сцене в полном составе, что было решено рассмотреть вариант еще нескольких показов для всех, кто хочет быть посвящен в сакральную тайну создания одного из самых признанных и любимых театров страны.

Фото Даниил Примак

Даты показов будут анонсированы дополнительно.

Текст Олеся Смирнова