READING

Петя, волк, немножко РАМТовцев и целый оркестр: да...

Петя, волк, немножко РАМТовцев и целый оркестр: да здравствует детский театр!

Есть разновидность мероприятий, которые случаются лишь однажды и у создателей нет планов их повторить. Симфоническая сказка в двух частях “Петя, волк и Володя-музыкант” была настолько мощно и радостно принята своей целевой аудиторией – юными зрителями (взрослого зрителя он также не оставил равнодушным) – что было бы преступным её не повторить. Дорогой РАМТ, просим на регулярной основе, хотя бы раз в год!

Дата единственного показа выбрана неслучайно: 5 мая 1936 года на сцене Центрального детского театра состоялась премьера сказки Прокофьева «Петя и волк». Через 85 лет она, вместе со своим собратом, сказкой «Володя-музыкант» Леонида Половинкина, снова на родной сцене. И тогда, и сейчас с нами Наталия Ильинична Сац.

В роли «тети Наташи», как она сама представляется залу, искрометная Дарья Семенова. Мало того, что у них просто очень большое портретное сходство, тут восстановлено все: от жестов до платья, референсы к которому можно найти на старых фотографиях. Ты каждую минуту веришь этому перевоплощению. Если вспомнить мемуары Сац, то ровно такой она и была: с королевским достоинством, острым юмором и какими-то совершенно обгоняющими время чутьем и жаждой жизни. Дарья Семенова в этой роли блистает и нескрываемо получает от нее удовольствие. Ну а как его не получить, если зал так бодро включается в действие сказки, отгадывая по замыслу Прокофьева того или иного героя.

В первом действии нас ждет «Володя-музыкант», которого предваряет рассказ тети Наташи о своем друге-композиторе Леониде Половинкине, «тихом гении музыки», чье произведение ждало забвение. И вот через почти целый век оно снова на сцене. Это очень простая, наивная история о пионере Володе, которую без призмы юмора и утрированного примитивизма сейчас, наверное, было бы совсем сложно воспринять. Дети, сидящие рядом, очень плохо понимали, зачем нужна ритмическая декламация, что делает хор пионеров и где же, наконец, Волк. Но как взрослый зритель могу отметить, что острая, гротескная форма, которую закладывал Егор Перегудов, была достигнута, и это было по-настоящему забавно.

Конечно, второе действие спектакля переигрывает своего предшественника полностью. Здесь и музыка Сергея Прокофьева, которая на порядок интереснее и увлекательней, и сюжет, в котором создателям удалось на славу повеселиться. Музыканты ансамбля Персифамс (Первый симфонический ансамбль без дирижера) вызывают всеобщее восхищение. Если в «Володе-музыканте» они лишь мазками были включены в общую канву спектакля, ненавязчиво изображая стадо, которое пасет Володя, то здесь стали полноценными участниками истории. Никак иначе, как героическими, их назвать нельзя, ибо где и когда вы еще такое увидите. Флейтист Константин Ефимов (Птичка) летает на страховке, сидит на верхотуре и все это время не допускает ни одной фальшивой ноты. Гобоистка София Гришина (Утка) ходит в ластах и ведет свою партию из ванны, а изящнейшая Кошка (кларнетист Евгений Бархатов) также берет все высоты и преграды. Волки на мотоцикле, дедушка в инвалидной коляске, поворотный круг с каждым разом набирает обороты. А еще Пионер Петя, которого, конечно, исполняет акробатичный Прохор Чеховской: кому, как не ему, управляться с рогаткой и выполнять кульбит за кульбитом. А еще все это время здесь же тетя Наташа: по замыслу авторов в части «Петя и волк» она находится над сценой, а ее огромная юбка-колокол становится еще одним участником действия.

Во всем этом есть какое-то волшебство, но не наивное, а проказливое, едкое, новаторское. Егор Михайлович, это победа! Добавьте в репертуар, пожалуйста.

О спектакле

Текст Ольга Шишорина