READING

«Вслух»: уникальный синтез театра и литературы в Р...

«Вслух»: уникальный синтез театра и литературы в РАМТ

В юбилейном году в РАМТ появился проект, который, очень хочется надеяться, просуществует многие сезоны. «ВСЛУХ» – театрализованные читки детской и подростковой литературы – шесть книг, шесть месяцев, пять режиссеров. Каждую последнюю пятницу месяца, с января по июнь, в Черной комнате театра молодые режиссеры представляют свои эскизы. Все показы бесплатны, регистрация закрывается в считанные минуты, но, надо отдать должное театру, каждый показ транслируется в прямом эфире в инстаграме @ramtogram и затем попадает на youtube театра.

Куратор идеи – завлит театра Мила Денева, художественный руководитель проекта – режиссер Марфа Горвиц. Каждый показ – это не только представление эскиза, но и последующая дискуссия со зрителями и участниками процесса. У юных зрителей есть возможность задать свои вопросы напрямую не только артистам и режиссеру, но и самим писателям или переводчикам их произведений. По итогам полугодия планируется зрительское голосование и наиболее полюбившиеся зрителям работы могут быть доработаны до полноценного спектакля. А также ожидается день повторного показа – возможность купить абонемент и вживую посмотреть все читки сразу.

Эскизом января, открывшим проект, стали «Глиняные пчелы». Это пятая часть цикла «Ленинградские сказки» Юлии Яковлевой, которая будет опубликована в ближайшие месяцы в издательстве «Самокат». Перед Марфой Горвиц стояла сложная задача не только представить произведение, но и ввести читателя в контекст прошлых четырех книг. В основе цикла история детей, чьи родители были репрессированы, а затем в их детство вступили отечественная война и блокада. Здесь магический реализм шествует за руку с исторической точностью и большой архивной работой.

Получилась очень искренняя, трогательная работа, где каждый персонаж очерчен и прожит. Ты сразу принимаешь этих героев близко к сердцу, они становятся родными тебе людьми. Все по заветам Фоменко: «Самая надежная материя в спектакле — это воздух». «Глиняные пчелы» им наполнены, посмотрите!

Участвуют Александра Аронс, Анастасия Волынская, Андрей Гальченко, Тарас Епифанцев, Олег Зима, Владимир Зомерфельд, Вера Зотова, Рамиля Искандер, Николай Угрюмов

Эскиз февраля – «Доклад о медузах» Али Бенджамин в постановке Полины Стружковой. В основе история двенадцатилетней Сузи (Полина Виторган), чья лучшая подруга утонула во время школьных каникул, и Сузи не верит в случайность этой трагедии. Здесь спутаны в клубок все проблемы и сложности, которые только могут случиться в жизни подростка: это и буллинг в школе, и невозможность искреннего диалога в семье, и потеря близкого человека. Страшная по своей фабуле история призывает к честному и открытому разговору, только вот главная героиня больше говорить не может. Ее голосами становятся все остальные, и по факту почти весь спектакль – это ее мысли и поступки, рассказанные ей и не ей одновременно. Режиссерское решение посадить и артистов, и зрителей за единый стол, то ли переговоров, то ли презентации того самого доклада, позволяет нырнуть в эту историю с головой.

Участвуют Полина Виторган, Ольга Гришова, Виктория Тиханская, Юрий Трубин и Прохор Чеховской.

Эскиз марта – «Сахарный ребенок» Ольги Громовой в постановке Нелли Уваровой. В основе «Сахарного ребенка» история Стеллы Нудольской, девочки, которой в раннем детстве пришлось столкнуться с террором тридцатых годов: отец объявлен врагом народа, они с матерью отравлены в лагерь для ЧСИР (членов семей изменников Родины). Это не рассказ глазами ребенка, а именно воспоминания взрослого, несломленного человека. В «Сахарном ребенке» просто и ясно подаются все человеческие ценности, и даже самые темные и тяжелые вещи транслируются через призму добра.

Нелли Уварова для своего эскиза выбрала несколько глав из детства Эли, и самой Эли на сцене нет. Есть ее мама в исполнении чудесной Дарьи Семеновой, есть некий собирательный мужской образ. Зрители находятся словно за приделами этого лагеря, по краям вышки, на них смотрители, и в маленьком, мизерном прямоугольничке должны ютиться ссыльные. Но «свободного человека сделать рабом нельзя», так говорит Элина мама, и «Сахарный ребенок» – это история о том, что человеческое достоинство и человечность можно сохранить в любых условиях.

Участвуют Дарья Семенова, Георгий Гайдучик, Олег Зима, Владислав Погиба и Антон Савватимов

Эскиз апреля – графическая поэма «Соня из 7 “Буэ”» Алексея Олейникова в постановке Филиппа Гуревича. Написанная в стихах история семиклассницы Сони рассказывает о замкнутой девочке, живущей в своем собственном мире. Все видели таких подростков: в толстовке и больших наушниках, они вроде бы присутствуют где-то рядом, но на деле их мысли достаточно далеко. А мысли интересные, наблюдения едкие, точные.

Филипп Гуревич для своей постановки выбрал непосредственный формат читки. Четыре актрисы, в толстовках и наушниками, держа в руках планшеты одна за одной дают мыслереплики Сони. Нельзя удержаться от сравнения с мультфильмом «Головоломка», хотя здесь нет четкого разделения на роли или эмоции. Гуревич специально собрал ансамбль четырех разновозрастных актрис: все вместе они создают очень комплексного, объемного персонажа с покерфейсом Пивоваровой, доброй улыбкой Лашкевич, резкими реакциями Уваровой и нежностью Матюховой. Потеряв свою графическую составляющую, поэма лишь приобрела мощь!

Участвуют Нелли Уварова, Людмила Пивоварова, Полина Лашкевич, Татьяна Матюхова


Готовятся к постановке:

28 мая “Мороженое в вафельных стаканчиках” Марии Ботевой в постановке Ивана Пачина. Ориентировочная дата открытия регистрации – 24 мая

25 июня – “Книга всех вещей” Гюса Кейера в постановке Марфы Горвиц. Ориентировочная дата открытия регистрации – 21 июня

Для записи на мероприятие необходимо написать на почту ramt-bilet@mail.ru в момент открытия регистрации с темой «Вслух»

Страница проекта


Текст Ольга Шишорина