READING

Анастасия Нефедова: «Сейчас не время одиночек. Наш...

Анастасия Нефедова: «Сейчас не время одиночек. Наша сверхзадача – появление нового языка»

Мы встретились с Анастасией Нефёдовой, главным художником Электротеатра Станиславский и дважды лауреатом «Золотой маски», чтобы поговорить о ее новом детище – магистерской программе Школы Дизайна НИУ ВШЭ «Театр и перфоманс», которая стартует уже этой осенью.

Когда читаешь описание программы, создается такое ощущение, что нужен человек-оркестр. При этом написано, что могут попасть те, кто уже имеет определенное бакалаврское образование, и те, кто мимо проходил, но очень хочет. И при этом хорошо бы предоставить список работ и портфолио. Как это все сочетается, и кто этот ваш идеальный абитуриент?

Для “идеального абитуриента” я придумала определение «арт-космонавт». Это тот, кого еще нет. Сейчас есть четкое ощущение, что такой человек-оркестр очень нужен. Я даже студентам говорю, что сейчас не время одиночек. Время авторских индивидуальных высказываний заканчивается. Оно, конечно, не исчезнет, но сейчас больше время команд, сотворчества. И для того, чтобы совпадать внутри команды, нужно уметь слышать друг друга.

В идеале, пройдя нашу программу, человек по чуть-чуть получит все эти навыки. Мы полагаем, что к нам приходит уже взрослый и осознанный абитуриент, и учеба в нашей магистратуре – не просто детское желание. Ты уже попробовал ряд профессий, понимаешь, где у тебя есть пробелы и лакуны, и у тебя уже есть какой-то запрос на серьезное высказывание и самореализацию. И в этом смысле перфоманс – это очень широкая практика, через которую ты можешь изучить мир, и себя. Если попытаться сказать о нашей программе в метафизическом смысле, то это поиск баланса и гармонии «я-мир-я», которые мы будем искать как через полноценные индивидуальные проекты, так и разбираться в частицах. И уже неважно, кто к нам пришел исходно: врач, инженер или кто-то уже из творческой среды.

Хочется, конечно, чтобы потом полученное образование применяли и в профессии. Поэтому надеемся, что после такого опыта возникнут новые перфомативные практики, события. Наша сверхзадача – появление нового языка.

Остановимся на медике и технаре. Вот он пришел, что ему нужно уметь, чтобы попасть к вам?

Если есть портфолио – это хорошо, если нет – ты пишешь о себе. Безусловно в жизни каждого можно найти события, которые подойдут. Еще мы очень хотим получить от абитуриентов видео-визитку, и вот в ней можно раскрыться. Ведь если ты идешь на такую программу, то ты уже не махровый интроверт, уже что-то просится наружу. Мы же тоже не совсем выходим в чистое поле, мы ждем творческого диалога с абитуриентом.

Во время учебы планируется целый ряд проектов. Как будет строиться распределение между личной и групповой работой?

Магистратура длится два года, каждый год состоит из четырех модулей. После каждого модуля происходит просмотр. Наш генеральный куратор Ольга Рогинская присутствует во всех блоках, сокураторы подключаются на свои этапы. И у каждого сокуратора есть возможность придумать какой проект он хочет от студентов по итогу: индивидуальные проекты, индивидуальные, но объединенные одной темой, групповые…

А сокураторы вовлечены по все модули или будут подключаться лишь на свои блоки?

Лично мне, как одному из соавторов[1] и вдохновителей этого курса, очень интересно присутствовать во всех модулях. Тем более это будет происходить на территории, где расположена моя бакалаврская кафедра «Художник театра и кино». Поэтому мы все будем вариться в одном творческом котле – и это решает задачу по совместным коллаборациям. Тем более у нас сейчас во ВШЭ оборудуется учебный театр.

А где это все находится?

Это метро Семеновская, у нас будет целый творческий кластер – вдохнем новую жизнь в район. (смеется)

Вы уже несколько лет являетесь руководителем направления «Художник театра и кино» в Школе дизайна ВШЭ, и в целом кажетесь человеком, которому важно не только творить (а в профессиональном плане вы более, чем реализованы), но с большой потребностью помогать новому поколению расти и дальше создавать новое. Если это так, то почему это для вас так важно?

Я этим вопросом задаюсь почти каждый день! (смеется) Когда я пошла преподавать, мне было очень страшно. Мне казалось, что я сама еще такой маленький молодой художник, столько еще нужно сделать, столько работы. Эта пресловутая ответственность делиться опытом, знаниями. Долгое же время считалось, что это могут делать лишь состоявшиеся мэтры. А когда я пришла в Вышку, я была поражена: мир давно уже другой, парадигма сменилась. Я смотрю на студентов, они тоже другие: иначе общаются, иначе впитывают знания. Запрос на учебу другой. Отношений «мэтр и ученик» больше нет, и это очень интересно, ты сразу находишься в рабочем, горизонтальном пространстве. Я, когда прихожу на первый курс, сразу студентам говорю: «У меня два вас есть две новости, хорошая и плохая. Плохая – вы уже художники. Хорошая – вы уже художники». Я сразу общаюсь с ними как уже с состоявшимися людьми, которым нужно помочь раскрыться.

А как вы думаете, насколько важно для начинающего, чтобы с ним разговаривали как с человеком, которому уже есть что сказать?

Это двояко. Иногда они расслабляются и начинают творить дикие вещи, и их нужно останавливать и опускать на землю. Например, начинается головокружение от успехов. С одной стороны, очень важно их вдохновить и поднять, но в какой-то момент необходимо «дать кнута». Как бы ни банально это не звучало, но ты должен быть включен в контекст, уметь считывать пространство и себя. Ты не можешь быть одиночкой.

Замечать современность – насколько это важно для художника?

Каждый выбирает свой путь. Лично я сейчас достигла баланса и могу спокойно воспринимать как художников, работающих в классике, так и тех, кто зеркалит происходящее, создает новаторские вещи. Если мне важно, я могу их внутри исследовать для себя, но никак не оценочно. Мои студенты, в частности, помогли избавиться от этой системы. Несмотря на то, что ты за каждый их проект должен ставить оценку, как художник я стараюсь принимать и помогать проявить и развить любое их художественное высказывание.

Насчет трендов не знаю. Мне кажется, я достаточно остро чувствую время внутри себя. Для этого мне не нужно следить за новостями, ты просто либо считываешь, либо нет. Но у всех по-разному это строится.

Работа со студентами творческого направления. Например, известный курс Серебренникова поголовно вспоминает, как он их образовывал: водил на выставки, знакомил со всеми видами искусств. Планируется ли что-то подобное у вас, особенно с учетом смешанного бэкграунда студентов?

У нас такие крутые специалисты подобрались, начиная с Ольги Рогинской, знатока театра и современной культуры. Многие кураторы уже заложили в свои программы проекты, которые можно будет внедрить в жизнь города.

Например, когда мы дойдем до моего модуля, то будет коллаборация с режиссером Михаилом Мокеевым (тоже куратором), композитором Владимиром Горлинским и хореографом Ольгой Цветковой. Мы все придем к Борису Юрьевичу (Юхананов – главный режиссер Электротеатра Станиславский – прим.ред.) и скажем, что у нас есть интересный проект. Борис – Художник, открытый для всего нового, и считает, что если что-то пришло, то это неслучайно. В каждый новый предложенный проект он внимательно всматривается.

Раньше было некое снобское отношение, что если должно быть образование, то только профильное. А оба направления, в которых вы задействованы в НИУ ВШЭ, ну никак нельзя назвать для него профильными. Сталкиваются ли ваши студенты с подобным предубеждением, и насколько в целом оно живо?

Еще один вопрос, который я себе часто задаю. Когда я только начала преподавать в Вышке, это была с нуля придуманная кафедра, чистый эксперимент. В этом году мой первый набор будет защищаться. Кстати, на их защиту могут прийти все желающие, это будет небольшой открытый фестиваль 16 и 18 июня как раз у нас на Семеновской.

Все эти годы отношение к нам, как к занимающимся графоманией, конечно, присутствовало. И было ощущение, что я делаю что-то, что нельзя и не положено делать. Видимо, в прошлой жизни я была бунтарем-революционером (смеется). Мне кажется, очень важным разрешить себе и другим попробовать пойти дальше. Когда меня пригласили преподавать, я как раз была очень рада подключиться и поддержать эту инициативу.

Сейчас идея нашего направления «Театр и перфоманс» кажется мне рабочей. Я вижу, что мои текущие студенты к своему четвертому курсу уже где-то работают. У них с самого начала были реальные проекты: еще на первом курсе мы сделали уличный парад в рамках Платоновского фестиваля. Это был настоящий вызов! Я объединила студентов Британки Галины Солодовниковой, своих первокурсников и «Мир-5» (проект «Мастерская индивидуальной режиссуры» – прим.ред.) Бориса Юрьевича, и мы сделали такую арт-группировку «КТОМЫ». Наш уличный парад посмотрело больше трех тысяч зрителей одновременно. У студентов было мощнейшее боевое крещение, со взлетами и падениями, слезами и радостями. Дальше у них тоже были проекты: мы делали «Ковер-пати» в Электродворе на улице, в немецком посольстве мы поставили перфоманс-оперу «Колобок», посвященную Баухаусу.

Из-за этих проектов, наверное, у меня и возникла идея нашей магистратуры «Театр и перфоманс»: когда я придумываю с ними события, я сама выхожу на другую территорию. Я уже не просто художник или художник-постановщик, я уже где-то генератор идей, где-то продюсер. И это лабораторная территория, все происходит органично. В таких проектах всегда рождается что-то новое, и это вдохновляет и будоражит. Вот еще один ответ на вопрос, почему я этим занимаюсь.

И если вернуться к применимости: студенты сами будут пробовать проходить все этапы производства – не только креативить, но и продюсировать, составлять ТЗ, сметы. Они будут готовить себя к реальной действительности, полное и доскональное погружение в мир театра и перфоманса. Конечно, это может быть болезненно, но это огромный опыт.

Беседовала Ольга Шишорина

Подробнее о магистерской программе

Регистрация на день открытых дверей 18 мая

фото: Арина Попова // Репетиция Арт-группы «СОНВСЕМ» для фестиваля Telling Stories НИУ ВШЭ, в которую вошли не только студенты 3-го курса бакалавриата «Художник театра и кино», но и свободные режиссеры, композиторы и кураторы
Событие можно посетить 21, 22.05 в 12.00 в главном корпусе вышки на Покровском бульваре


[1] Людмила Алябьева – академический директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ

фотографии предоставлены пресс-службой