READING

«Войцек»: катастрофа фанатизма в Театре Вахтангова...

«Войцек»: катастрофа фанатизма в Театре Вахтангова

Театр им. Вахтангова празднует в 2021 году столетний юбилей. Подарками стали не только обновление сайта и модернизация сценической техники, но и значимые культурные события. Это и масштабные заграничные гастроли, начавшиеся осенью 2019 и приостановившиеся из-за пандемии коронавируса в 2020 году, и открытие на Арбате памятника Евгению Вахтангову, и намерение открыть «Дом-музей Вахтангова» во Владикавказе. А также различные фестивали и новые театральные проекты. Премьерный спектакль «Войцек» входит в цикл постановок режиссеров мастерской Римаса Туминаса «Театральные параллели. Путешествие в четырёх частях». В его основе лежат произведения зарубежных драматургов, которые оказали влияние на взгляды Евгения Вахтангова. Режиссер Хуго Эрикссен выбрал для второй постановки в цикле пьесу «Войцек» немецкого драматурга Георга Бюхнера (1813-1837).

Этот спектакль для ценителей горьковского вызова и столкновения мировоззрений, а также для всех, кто не равнодушен к христианским мотивам или философии диктатуры. Режиссер практически не сокращает оригинальный текст перевода, но дополняет его фрагментами из книг Ницше о христианстве и Бригитты Хаманн о Гитлере в юности.

Со своей полуторочасовой постановкой (16+) Эрикссен идет в двадцатые годы XX века. То есть на сто лет после событий, которые описал немецкий автор. Молодой режиссер погружает зрителя в эпоху между первой и второй мировой войной, время выбора немецкой нации. Выбора, который привел к нацизму. В спектакле это выбор Марии (Ася Домская) – возлюбленной Франца Войцека (Максим Севриновский) – в пользу тамбурмажора (Павел Юдин). Выбор был куплен парой сережек. Возможно, уже на этом месте кто-то из вас задумался.

Драма «Войцек» не была закончена Георгом Бюхнером при жизни – он умер в возрасте 24 лет – и основана на реальных событиях тогдашней эпохи. В 1821 году цирюльник Иоганн Христиан Войцек из Лейпцига убил из ревности свою возлюбленную. Он был казнен, что вызвало в общественности жаркие споры о необходимости крайней меры наказания ввиду нестабильного психического здоровья убийцы. Эксперимент с горохом, который в произведении и спектакле ест бедный солдат Войцек, также исторический факт из 30-х годов XIX века. Тогда в Гисенском университете немецкий химик Юстут фот Либих тестировал на солдатах действие гороховой каши. Именно на нее правительство предполагало заменить дорогое мясо в провианте солдат. Спустя некоторое время пробанды слабели физически и психически, страдали галлюцинациями и непроизвольным мочеиспусканием.

фото Наталья Стрельцова ИА regnum

Так в эпоху романтизма молодой Бюхнер – врач по образованию – создает социальную драму, которую можно отнести к одному из ярких предвестников реализма. Драма «Войцек» занимает значимое место в немецкой драматургии на ряду с пьесами Гауптмана и Брехта.

Бедный рядовой Франц Войцек постоянно торопится, пытается заработать тут и там, чтобы прокормить внебрачного сына и порадовать любимую Марию. Он и бреет капитана (Евгений Косырев), и участвует за гроши в нечеловеческом по нынешним меркам эксперименте доктора (Евгений Князев), не замечая измену возлюбленной. Он фанатичен в своей христианской религиозности. Убивая Марию, он стремится очистить ее от греха. Только после реализации очищения он распрямляет плечи, по-мужски широко раздвигает ноги и расслабляется в уверенности. Все полтора часа до этого артист Севриновский существует в скрюченном теле так органично, что распрямить его хочется только в первые минуты действия. Потом осознаешь, что его герой так и живет, это его существование. За ним очень интересно наблюдать.

фото Наталья Стрельцова ИА regnum

Кроме того, фанатизмом пронизаны и другие образы в спектакле. Так Тамбурмажор находит кураж в самогоне, не приемлет сострадания к слабости и неудачам, и видит в газе средство борьбы с евреями. Для него, словно, не существует преград – «вижу цель, не вижу препятствий». Тем временем доктор изуверски погружен в эксперимент и ликует по поводу приближающегося конца Войцека. А кажущийся спокойным капитан нетерпим к низкому уровню моральности и животности инстинктивных проявлений Войцека.

Сценография (Ютта Роттэ) скорее лаконична и максимально выверена. Преобладающие в декорациях темные цвета моментально погружают зрителя в темную жизнь героев. Идеальные костюмы и стрижки нацистских персонажей контрастируют с бедностью формы и растрепанностью волос Войцека, разделяя представленный в спектакле немецкий мир на два лагеря.

Если до сих пор вы не захотели посмотреть спектакль, коротко заявлю сцену в балагане. Она подсвечивает ответы на такие вопросы: Кто человек – высшее существо, личность, животный человек, разумный скот или просто животное, которое легко поддается дрессировке? Успешно ли завершился процесс цивилизации? На мой взгляд, это одна из самых сильных сцен, и актеры Евгений Кравченко и Алексей Петров мастерски исполняют роли в масках. Браво!

По словам режиссера, в мрачности происходящего на сцене есть и зоны выдоха – место для смеха. Для меня этот спектакль о том, что крайности и фанатизм не могут поддерживать мир, а неминуемо приводят к краху и войне. Постановка Хуго Эрикссена далека от классических трактовок пьесы Бюхнера. Если вы ищете новый ответ на вопрос, жертва или палач Франц Войцек, рекомендую увидеть премьеру в Театре Вахтангова.

Билеты

Текст Ольга Булынина