READING

«Terra Гуэрра. Каприччио»: 100 минут улыбок и како...

«Terra Гуэрра. Каприччио»: 100 минут улыбок и какого-то детского восторга

“…Единственное, чем ты обладаешь навсегда – это те вещи, которые были у тебя в детстве. Мы уже побывали в раю. И часто, во всяком случае, я, возвращаюсь в него, когда вхожу в лабиринты памяти, где живет моё детство”

Спектакль «Каприччио» – это посвящение Тонино Гуэрра, преклонение перед мастером и одновременно возможность увлечь неофитов, которые незнакомы с творчеством этого удивительного творца. Где как не в Театре музыки и поэзии рассказывать о человеке, чьи тексты сами по себе были мелодией, кто мог передать красоту дождя и шум моря своими словами. «Terra Гуэрра. Каприччио» поставил Иван Поповски, режиссерский язык которого уникален, но при этом никогда нельзя забыть, что он ученик Петра Наумовича Фоменко. Это уже десятый его спектакль в театре Камбуровой, в котором он на данный момент является заместителем художественного руководителя.

Весь спектакль тебя не оставляет легкая, немножко детская улыбка – настолько красивым и нежным получилось это действие. Мы плавно плывем по волнам памяти Тонино от маленького мальчика до уже старичка, который любит травить байки, но порой уже забывает, что и когда рассказывал. Гуэрру воплощает на сцене Елена Камбурова: всего лишь несколько штрихов и перед нами настоящий Тонино. Я видела его однажды в своей жизни, и это попадание стопроцентно. Кожаная куртка, немного превосходящая размерами своего носителя, неизменное кепи, небрежно наброшенный шарф, походка – и вот он, человек, который придумал «Амаркорд», «Фотоувеличение», «Затмение» и другие признанные шедевры кинематографа. С ним его друзья, в конце мы увидим их, мастеров золотой эпохи кино: Феллини, Тарковский, Мазина, Мастрояни… Не хватает Любимова, с которым он был дружен. Все они появятся на зыбком экране-простыне, напоминая о домашних просмотрах через проектор, о старых кинотеатрах и исчезнут в волне памяти. А в начале – клетка для птицы, пишущая машинка и предметы памяти, которые он раздает артистами, превращая их в персонажей своих произведений.

В спектакле бесконечное количество образов и сцен. Порой сцены сменяют друг друга так быстро, что зритель не успевает наградить артистов аплодисментами. Но, поверьте, ни в одной из них нельзя удержаться от восторга и похвалы. За эти сто минут артисты театра Камбуровой, их на сцене кроме самой Елены Антоновны шестеро, сменят множество масок и лиц. Это огромная работа – в спектакле заложено столько перемещений и метаморфоз, что ими можно только восхищаться.

Этот спектакль невозможен без музыки: она ведет повествование каждую секунду. В малом зале магическим образом кроме зрителей и самой сцены умещается квинтет. Звучит музыка из фильмов, к которым имел отношение Гуэрра, народные итальянские песни и несколько сочинений дирижера этого маленького ансамбля Олега Синкина. Тексты же все звучат в переводе Лоры Гуэрра, его жены и музы.

Совершенно нельзя пересказать этот спектакль – это как просыпать песок сквозь пальцы. Он просто очень красив. Можно лишь рекомендовать и надеяться, что другие сами испытают это чувство радости и соприкосновения.

Билеты

Текст Ольга Шишорина