READING

Удастся ли спасти Пушкина в Школе современной пьес...

Удастся ли спасти Пушкина в Школе современной пьесы?

«Спасти камер-юнкера Пушкина» в Школе современной пьесы — полуторачасовой спектакль с закрученным действием, в котором 5 актеров с легкостью меняют роли, обстоятельства и эпохи.

Кажется, что про Пушкина-наше-всё каждый русский человек знает предостаточно, а любовь к поэту в нас зашита где-то на уровне ДНК. Однако герой пьесы не любит Пушкина с детсадовских времен. И следя за его жизнью зрители эту нелюбовь могут понять и разделить. Из череды веселых зарисовок состоит пестрое полотно спектакля. Вот детский сад, вот школа, которая как назло оказалась лицеем имени Пушкина, вот техникум, армия и взрослая жизнь. И всегда и везде неразрывно с героем связан поэт, который будто преследует его.

Однако, избежать встречи с поэтом герою никак не удается — ради юношеской влюбленности он начинает учить любовную лирику и интересоваться жизнью Пушкина. Вместе с девушкой Лерой он придумывает игру — разработку планов спасения поэта от гибели. Зритель незаметно для себя в шутливой форме успеет погрузиться в историю и узнает много интересных подробностей, которые на уроках литературы не проходят. А также поучаствует в нескольких планах по спасению Александра Сергеевича.

Проводниками в этот яркий мир Пушкина становятся актеры, виртуозно меняющие на глазах у публики амплуа и персонажей. Лишь Александр Овчинников остается в своем образе рассказчика-главного героя на протяжении всего спектакля. Его Миша Питунин отчаянно пытается сопротивляться системе, общественному порицанию и, кажется, самой злодейке судьбе, которая продолжает сталкивать его с поэтом снова и снова. В итоге нарастающее чувство неизбежности и неотвратимости  трагического финала начинает все отчетливее подступать к герою, а вместе с ним и к зрителю. А в конце уже не камер-юнкера Пушкина в пору спасать, а самого героя укрыть от событий, повторяющих смерть поэта.

Пространство театра Школа современной пьесы всегда создает ощущение причастности зрителя к происходящему на сцене. Не стал исключением и этот спектакль. Зритель будто проживает вместе с героем его маленькую жизнь: сидит на уроке в школе, впервые влюбляется, проходит сквозь армейские будни, пытается выживать в лихие 90-е. Кроме того мы совсем близки и к жизни исторических персонажей — вот балы, вот салоны, а вот и дуэль. Все так просто и понятно, будто происходит на твоих глазах в реальном времени.

Рассказать просто и понятно о сложном — одна из визиток Школы современной пьесы. Несмотря на внезапную и вместе с тем неизбежную концовку, которая оставляет зрителя с каким-то очень правильным ощущением пустоты и вместе с тем переполненности мыслями, спектакль полон любви к жизни. Это своеобразное посвящение повседневности, которая внезапно оказывается ничем не хуже жизни известного исторического персонажа. Ведь мы никогда не знаем и не можем быть уверены, что и кто влияет на нашу судьбу. История не имеет сослагательного наклонения — это всем известно. Спасти Пушкина уже невозможно, но за собственное спасение побороться стоит.

Билеты

Текст Карина Чаплинская

фотографии предоставлены пресс-службой