READING

«Орфей» в Театре Виктюка уже не сладкоголос. Посвя...

«Орфей» в Театре Виктюка уже не сладкоголос. Посвящение мастеру от ученика

В этом январе театр Виктюка выпустил первую премьеру 2021 года, первый спектакль после ухода из жизни их мастера Романа Григорьевича Виктюка и последний, который он успел увидеть на сдаче. «Орфея» поставил один из артистов Виктюка Сергей Захарин: спектакль стал его режиссерским дебютом на родной сцене и посвящением ушедшему мастеру.

Перед нами не просто миф об Орфее, и даже не его трактовка Теннесси Уильямсом, перенесшим Орфея в Графство двух рек, один из южных штатов Америки. Это трактовка трактовки. Если перечитать само произведение («Орфей спускается в ад»), то можно найти очень много различий с сюжетом спектакля, но какие-то сцены становятся гораздо понятнее, обретая текстовую основу.

Выбирая этот спектакль к просмотру необходимо помнить две важные вещи: хореографическое прошлое режиссера и желание отразить в работе влияние уникального почерка Виктюка. Надо отдать должное, спектакль и правда очень органично вписывается в общий репертуар театра и в нем определенно чувствуется преемственность. А еще чувствуется влияние Валерия Беляковича (чью мастерскую Сергей закончил): сцена любви между Лэйди и Вэлом ну очень напоминает решение в спектакле Беляковича «Комната Джованни».

Он разыгрывается постепенно: бесконечный символизм, порой идущие в полный диссонанс интонации героев ко второй половине действия складываются в достаточно гармоничную историю. И если отмотать в голове начало, то становится понятно, что значила та или иная сцена. Например, очень красиво рассказана история первой любви Лейди, но только после рассказа самой Лейди (Мария Матто) ты понимаешь первую сцену спектакля.

фото Вячеслава Богомолова

Порой хочется, чтобы спектакль остался чисто хореографическим, и герои не говорили. Их голоса неестественны и часто эмоционально тормозят сюжет. А сладкоголосый Орфей (Антон Даниленко), при своем дивном атлетическом телосложении, к сожалению, исполняя “My Girl” Nirvana, больше напоминает хрипотцой Джигурду. Хотя, возможно, попав уже в ад, этот Орфей потерял свой ангельский голос и такое решение неблагозвучности оправданно. Кстати, Уильямс очень четко определял какую песню должен исполнять Орфей в той или иной сцене, но авторы пошли своим путем.

И пусть Вэл «Змеиная кожа», современный Орфей, считается главным героем, на самом деле центр спектакля – его героини. В первую очередь сильная и отважная в своем движении против всех Лэйди Торренс (Мария Матто), и на вторых ролях «безумная» и отверженная людьми Кэрол Катрир (Анастасия Якушева) и живущая в мире своих грез Ви Толбет (Анна Нахапетова). Их линии тоже поначалу не очень ровны, но к концу спектакля каждая из героинь словно вырастает из исходного образа.

фото Вячеслава Богомолова

Надо сказать, что спектакль случился. И даже мое собственное восприятие постановки от начала к концу сильно изменилось в лучшую сторону. Судя по реакции зала, преданные фанаты театра восприняли ее хорошо. Но не уверена, что если это будет первым знакомством с театра Виктюка (в том репертуаре, который мы показ знаем[1]), то впечатление сложится правильное.

Билеты

Текст Ольга Шишорина


[1] После кончины художественного руководителя и основателя театра Романа Виктюка 16 декабря 2020 года на пост был назначен Денис Азаров. Какая репертуарная политика ждет этот очень авторский театр мы сможем оценить значительно позже