READING

Внимание, говорят горожане: Как я выжил?...

Внимание, говорят горожане: Как я выжил?

Российско-датский автоэтнографический проект «Город. Разговоры» фонда «Альма Матер» стартовал в ноябре 2019 года с показов в Копенгагене, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Спектакль переполнен задачами и смыслами, но первостепенным остается следующее: «Дать голос тем, кого обычно не слышно» – самым обычным горожанам. Он для вас, горожане, если вы хотите остановиться и около часа слушать монолог без грамма фальши и недо-, пере- или нарочитой театральной наигранности. Если вы готовы не перебивать, как в жизни, а молча удивляться странностям и перипетиям чужой жизни или остаться равнодушными к услышанному. Готовы то внутренне спорить с рассказчиком, то поддерживать его, то рƒадоваться, то горевать с ним. Но, вероятнее всего, не столько по его, сколько уже по своей собственной жизни. Возможно, у вас получится много смеяться и плакать или не получится – здесь пятьдесят на пятьдесят. А ощутить невсеобъемлемость своей собственной жизни, ее фрагментарность по сравнению с масштабами города, страны и мира, получится с большой вероятностью. Как и быть услышанным в ответ и задать свои вопросы. Для последнего приберегите немного смелости.

Задумку художественного руководителя проекта, режиссера Бориса Павловича и креативного продюсера проекта, драматурга Элины Петровой в столице помогали реализовывать кураторы из театральной сферы – актеры, драматурги и режиссеры: Валерий Воронецкий, Ольга Казакова, Дарья Ковальская, Алиса Кретова, Александр Кудряшов, Элина Куликова, Инга Лепс, Зоя Меньшова, Анастасия Пронина, Татьяна Селиверстова. А также не профессиональные актеры, а семь горожан, которым хватило смелости поделиться своей историей жизни. Все они ответили на нешуточный вопрос «Как я выжил?».

Название спектакля «Город. Разговоры» говорит само за себя. Мы имеем дело с разговорами в городе. Местом для встречи горожан стали общественные места – от библиотеки до кафе – в разных районах Москвы. Одна из целей проекта собирать в городском пространстве, необязательно предназначенном для беседы, людей и вовлекать их в разговор. Если в библиотеки многие приходят не только за книгами, но и на публичные чтения, лекции и имеют небольшую возможность высказаться, то кафе зачастую скорее место, где можно быстро съесть бизнесланч, посматривая в телефон, и побежать дальше. Команда проекта возвращает или добавляет различным пространствам функцию разговора и слушания.

Связанные с коронавирусом ограничения не позволили зрителям и героям встретиться на одной площадке. Каждый из перформеров вел свой душевный рассказ одновременно с другими на одной из площадок, а слушатели находились в кафе рядом с этими местами и смотрели трансляцию через зум. Для организаторов было важно, чтобы зритель не остался дома, а вышел в город. Потому что город здесь не менее важный игрок, чем персонаж и его исповедь. Почему, я расскажу далее, но для начала пара слов о покупке «билета».

Сначала нужно было выбрать героя по короткому описанию его истории. То, что зритель мог послушать лишь одну из семи, не случайность, а продуманный ход. Именно это придает материалу больше эксклюзивности и ценности, заставляет быть в «здесь и сейчас». Меня это заставило осознать в сотый раз, что жизнь течет повсюду параллельно, да чья-то другая, но тоже жизнь со взлетами и падениями.

Истории шести героев были записаны. Только Настя Куклина – седьмая героиня, с историей которой я и познакомилась, отказалась от видеорегистрации. В аннотации к ее истории меня зацепила фраза «Я боюсь, что моя жизнь станет скучной». Что-то похожее я разбирала с психологом. Только на деле оказалось, что ничего похожего нет.

Настя Куклина

У Насти совсем другая история. С раннего детства с ней происходили ситуации, в которых возникала угроза для ее жизни и здоровья. В таких пограничных состояниях она особенно чувствовала остроту жизни. Никогда не жалела себя, не лежала и страдала, а двигалась к цели. Например, были в ее жизни и падение с лестницы, и переехавший ногу грузовик, и приставленный карманником к горлу нож. Первая часть ее истории была о физических опасностях, которые саму героиню мало впечатляли. В переходе ко второй части она обозначила некое событие, которое сильно ее впечатлило, даже потрясло. Но речь довольно долго шла о дурачествах с другом, их разных встречах – и веселых под вино, и интеллектуальных под поэзию, и домашне-бытовых за блинами собственного приготовления. И я никак не могла протянуть нить: «Где же потрясение, когда все так гладко?» Пока Настя не начала перескакивать с мысли на мысль и взволнованно рассказывать о том, как ее застала трагическая новость. Тот момент, когда она поняла, что друг уже никогда не будет рядом так близко, как раньше. Далее героиня делилась очень личными переживаниями этой потери, зачитывала мысли из ее дневника, по которым можно отследить все стадии от шока – через отрицание и проживание – до облегчения боли. Она поделилась и тем, как проживает стадию принятия. Она отправилась в Рим – «город друга», научилась печь сама блины, почти как у друга. Красивой точкой ее монолога стала его любимая песня. После нее у слушателей была возможность задать волнующие вопросы как героине, так и ее куратору Анастасии Прониной. Вопросы вроде таких, как: «Делать то, что делал бы с другом, это победа над горем или проигрыш и симуляция прошлой счастливой, но несуществующей в том виде жизни?» Это те вопросы, которые мы задаем сами себе, которые нам задавали и будут задавать другие. Вопросы, на которых нет правильных ответов, но которые помогают понять, на каком мы свете.

Для меня эта история о том, какие мы все разные во взглядах на жизнь, в проживании трудностей, и какими одинаковыми мы становимся, когда уходит близкий человек. Приехав слушать Настю, я НЕ пропустила ШЕСТЬ других важных историй, я НЕ пропустила ЕЕ – самую важную для меня в тот день.

Я закончу это ревью словами Насти Куклиной:

«Наверное, нет ни одного человека, который бы умел правильно жить, потому что никакого «правильно» не существует. Нет ни на что никаких правильных ответов, потому что твоя жизнь ни на чью другую никогда не похожа.»

И от себя добавлю, что такая она и есть правильная. И если «Город. Разговоры» однажды приедет в ваш город, не упустите возможность послушать и поговорить о этой правильности.

Текст Ольга Булынина

Фото Глеб Кузнецов

INSTAGRAM
ldq.theatre