READING

«Человек с глазами Моцарта»: у войны женское лицо...

«Человек с глазами Моцарта»: у войны женское лицо

В рамках обзора нельзя не упомянуть события этого года и акцентироваться на той паузе, которую вынужденно должны были принять театральные деятели. Не секрет, что многие режиссеры готовили спектакли к годовщине Победы, но пандемия внесла свои коррективы: некоторые выйдут осенью, а какие-то премьеры перенесены на 9 мая 2021, как, например, «В окопах Сталинграда» Сергея Женовача в МХТ. Театр «Модерн» премьеру откладывать не стал: 17 сентября зрители увидят новую работу его художественного руководителя Юрия Грымова под названием «Человек с глазами Моцарта». Ранее в апреле, после московской премьеры, спектакль ожидала долгая гастроль по российским городам и по странам-участницам ВОВ, теперь же время покажет.

Пьеса написана молодым автором Мариной Сулчани, и это современный взгляд на прошедшие события. Как говорит в интервью она сама: «мне очень захотелось влюбиться в родную историю». Марина создала ее еще во время учебы в Екатеринбургском государственном театральном институте на курсе Николая Коляды. «Человек с глазами Моцарта» – это история нескольких семей, в первую очередь женщин, на оккупированных территориях в период Великой Отечественной войны.

Главная героиня Надя, признанная красавица деревни, живет в доме вместе с младшей сестрой Марькой и своей маленькой дочерью Лесей. Муж на фронте, деревню захватили немцы и теперь квартируются у местных жителей. Надя живет верой, что муж вернется, что он жив. Все женщины деревни отчаянно держатся за веру, ходят к местной бабке-ворожее, пытаются заколдовать своих любимых от ран и смерти. Отдавая самое последнее, они наивно надеются обмануть, отвести смерть. Ворожея же порой путает их по именам, слишком многие к ней ходят. Колдунью бабушку Катю, наверное, самый яркий и интересный характер в пьесе, играет Анна Каменкова. За образом дряхлой, но боевой бабки скрывается красавица актриса.

Кто же такой человек с глазами Моцарта? Марька, скрипачка, верит, что человек с подобными глазами не может быть плохим, и беззаветно влюбляется в Курта Майера, немца-фотографа, прикрепленного к их дому. И правда немцы в спектакле не плохие и не хорошие, они такие же люди, просто с другой стороны. Гораздо хуже переметнувшийся Митька-Полицай, опьяненный своей властью и не имеющий никаких ценностей. Или дети, издевающиеся над голодной подругой и заставляющие ее творить гадости.

Автор постаралась вместить в пьесу все, что мы сейчас знаем о войне: оккупация, совместный быт на захваченных территориях, разделение на своих и чужих (и здесь не вопрос в том, кто стал полицаем, а кто остался незапятнанным, а больше про моральный выбор и ожидания от конца войны), жизнь гетто, выкуп пленных солдат. Множество событий и героев сменяют друг друга на сцене как картинки в калейдоскопе, порой так быстро, что их не успеваешь прочувствовать.

Сценография, музыка, свет – в них чувствуется кинематографическое прошлое Грымова. Действие выверено до мелочей. Оно бежит по воображаемой партитуре: вспышка, новая история, снова вспышка, следующая миниатюра. Чувствуется, что гастрольная жизнь спектакля была продумана с самого начала: кажется, что его легко можно будет масштабировать под любую площадку.

Есть сцена в спектакле, которая выбивается из общего градуса. Когда в конце женщины идут выкупать своих любимых, своих мужей и сыновей. Огромные тени рук на стене, к ним они тянутся с надеждой и затем тонкая полоска света, за которой спрятаны искалеченные, измученные люди. Это сильный образ, и он во многом делает спектакль.

«Человек с глазами Моцарта» – зарисовка из возможной жизни. Очень качественно и с любовью воплощенная, но немного растерявшая суть еще в формате пьесы. И если в начале считала, что покину зал с глазами, полными слез, то даже с учетом темы и прекрасного ансамбля театра Модерн, это почему-то не случилось. 

Билеты 

Текст Шишорина Ольга

фото modern-theatre.ru