1. Атмосфера театра. Ликбез

Лизавета Боровикова (студентка театроведческого факультета ГИТИСа) в своей любви к театру пошла дальше и глубже зрительного зала. Приглашаем в путешествие в мир театра вместе с будущим театроведом Лизой Боровиковой. Первая остановка: “Атмосфера спектакля”

При создании спектакля, его авторы стараются воссоздать на сцене реальную жизнь людей, передавая историческую, общественную и бытовую среду. Через взаимодействие актеров между собой и с окружающей их обстановкой появляется сценическая атмосфера.

Давайте попробуем разобраться в том, что же такое атмосфера спектакля.

Само понятие «атмосфера» в театре сегодня все больше объединяется с более обширным – «энергия». Атмосфера и энергия, — феномены не только театра и искусства, это явления самой жизни. Театр работает с разноуровневыми энергиями актера и спектакля достаточно давно, об этом говорили и Станиславский, и Чехов, и Васильев. При употреблении в одном ряду таких понятий как «энергия» и «атмосфера», с последнего снимается оттенок метафоричности, театроведы сейчас признают энергетическую природу театра, но изучение феномена сегодня как никогда актуально для театроведческой науки. Однако важно отметить: атмосфера – это ощущение, которое испытывает каждый участник действия, а энергия – толчок, который исходит со сцены в зрительный зал и наоборот.

В театре многое невозможно зафиксировать материально, существуют и невидимые аспекты театрального языка. В пример можно привести психологический жест актера, о котором писал Михаил Чехов или Лосев, который писал о ритме, как о ритмической фигуре. Но очевидно, что зритель не может зафиксировать все составляющие спектакля при помощи слуха или зрения. Это самое «невидимое» и есть атмосфера. О ней впервые заговорили в начале ХХ века, как о новом качестве спектаклей Художественного театра. Вначале слово «атмосфера» употребляли в одном ряду с «настроением», но в скором времени «атмосфера» стала самостоятельной характеристикой спектакля.

Существование художественной атмосферы спектакля подтверждает и простой зрительский опыт: любой спектакль играют живые актеры, но совсем не каждый становится живым, так называемым, «атмосферным» явлением.

Обращаясь к произведениям литературы, изобразительного искусства или кино, зритель чаще всего имеет дело с атмосферой как с энергетическим следом, который остается после завершения творчества автора. Такой феномен атмосферы как «след» хорошо знаком и в театре. С ним сталкиваются все участники спектакля, когда обращаются к пьесе, классической или современной. Далее атмосфера — как след не завершенного еще творческого процесса — существует уже в период подготовки спектакля. «Тянется» от репетиции к репетиции, потом — к премьере и дальше (заново родившись в контакте с атмосферой зрительного зала) — от представления к представлению. «Оседает» на декорациях, предметах реквизита, костюмах. Остается как след в душах самих актеров.

И все же именно на самом спектакле, когда его играют на публике, в наибольшей степени проявляется специфика театра и театральной атмосферы: она рождается непосредственно в действии спектакля и — в творчестве многих авторов, актеров и зрителей.

Само по себе прирастание энергии в процессе творчества может быть характерно не только для театра, но и для любого из видов искусств. Тем не менее одновременное — здесь и сейчас, на спектакле — творчество многих людей, актеров и зрителей, способно придать этому явлению особое качество: оно многократно усиливает интенсивность энергетических процессов. Этот феномен, знакомый каждому актеру и зрителю на собственном опыте, действительно можно считать спецификой театра — и поэтому театральное искусство не без основания называют самым атмосферным среди других искусств.

Феномен атмосферы на протяжении десятилетий было принято связывать со спектаклями одного типа театра (психологического) — но постепенно среди театроведов утвердилось представление об атмосфере как неотъемлемой составляющей сценического образа в каждом спектакле.

В завершении хочется отметить, что атмосфера – это душа спектакля, которая каждому зрителю открывается с разных сторон. Напоследок хочу привести несколько примеров спектаклей с богатой, на мой взгляд, атмосферой:

Театр им. Вахтангова «Евгений Онегин» реж. Римас Туминас

БДТ им. Товстоногова «Три сестры» реж. Владимир Панков

Театр кукол «Ульгэр», Улан-Удэ «И звали его Домино» реж. Яна Тумина 

Театр им. Маяковского «Русский роман» реж. Миндаугас Карбаускис


при работе над текстом использовались следующие материалы:
«Введение в театроведение» под редакцией Ю.М. Барбоя
Статья «Атмосфера спектакля» (И.И.Бойкова)