READING

«Царь Федор Иоаннович» – самый душевный и че...

«Царь Федор Иоаннович» – самый душевный и человечный царь МХТ

26 октября не просто дата в календаре театральной Москвы. В этот день в 1898 году состоялся первый показ пьесы «Царь Федор Иоаннович» в Художественном театре, и начался отсчет истории МХТ. Сама пьеса имеет достаточно непростую судьбу: до 1898 года она была запрещена цензурой, а Станиславскому дал разрешение на постановку сам генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. Эта вещь мало знакома современному зрителю, а последний раз её, кажется, ставили еще в 1973 году в Малом театре, а играл царя Федора Иннокентий Смоктуновский. Тем ценнее сделал подарок МХТ себе и нам, зрителям, устроив этот уникальный вечер: спектакль-читку в постановке Марины Брусникиной. В первый раз его показали 1 июня 2019 года в рамках нового для театра проекта «Память места», рассказывающего нам об истории, традициях и новаторстве Художественного театра.

фото А. Иванишин

Когда в подзаголовке стоит «театрализованная читка», конечно, не ждешь многого от сценографии или, например, от костюмов. Наоборот, ждешь максимального аскетизма, ведь здесь это не главное. Тебе дают возможность как бы заглянуть в закулисье и посмотреть, как рождается спектакль. Ты понимаешь, что актеры будут читать с листа, возможно, где-то опускать интонации или движения, но это будет живой, активный процесс. Читка «Царя Федора» во многом все эти мои ожидания превзошла.

Спектакль начинается очень красиво: еще входя в зал зрители видят целую стену из костюмов – царские платья, шубы – словно мы попали вместе с гайдаевским Шуриком в гости к Ивану Грозному. И это не просто театральные костюмы – это те самые вещи, в которых играли пьесу Толстого почти полтора века тому назад. Спасибо музею МХТ за возможность такое увидеть.

Костюмы словно занавес воспаряют ввысь, и нам открывается достаточно аскетично обустроенная сцена: длинный стол, микрофоны на нем, стулья со всех сторон и отдельными стойками-пюпитрами сзади. Выходят актеры. Белый верх, темный низ. Кто-то в майке и джинсах, кто-то в рубашке и брюках. Как будто мы и правда сейчас увидим распределение ролей, и история только начинает создаваться. В программке все так и перечислены, через запятую, заранее не знаешь кто и кого будет играть. Чтобы зритель запомнил, каждый выходит, представляясь: вот теперь на сцене и братья Шуйские, и Годунов вместе с сестрой Ириной, простой люд и, конечно, Федор. Чтобы никто не запутался Федор и Ирина в соответствующих майках «Царь» и «Царица». Неизменный шрифт сразу бросается в глаза.

Начинается трагедия в пяти действиях, и в ближайшие часы, пусть и в таком формате, но мы перенесемся в древнюю Москву. Спектакль набирает обороты постепенно. Если вначале это во многом идет как чтение с листа, то сцена за сценой действие распаляется и вот уже достигает полной силы.

Главная удача постановки – это сам Федор в исполнении Эдуарда Чекмазова. В роли блаженного царя, почти ребенка в своих поступках и реакциях, он абсолютно феноменален. За ним следишь с таким удовольствием, что даже если бы на сцене ничего больше не происходило, можно было бы смело сказать, что спектакль удался. Под стать ему царица Ирина, ее играет Ольга Литвинова. Первый круг героев в целом достаточно интересен: здесь и хитроумный приспешник Годунова Клешнин (совершенно иной, непохожий на себя Александр Семчев), и сам стратег Годунов, которого ожидаемо играет Павел Ворожцов. Алексей Кравченко, кажется, просто играет себя, его Иван Шуйский полностью построен на типаже, и сильно проигрывает по живости своему племяннику Василию (Павел Ващилин).

При этом действие не ограничивается главными персонажами, здесь полноценно воссоздан и люд московский, и бояре-купцы. Чего только стоит сцена на Яузе, и резкая смена темпа спектакля. Пусть на сцене и не так много актеров, но ощущение того, что пьеса насыщена персонажами, никуда не исчезает. Марина Брусникина не заигрывает со зрителем, но при этом очень четко в этой постановке балансирует между классическим и современным. Например, образ гусляра, читающего рэп. Это может показаться неожиданным, но именно эта вставка как будто переключает спектакль на другую скорость. Мне повезло сидеть недалеко от Сергея Васильевича Женовача, и отдельной радостью вечера было подглядывать за его реакциями. Гусляр был принят благосклонно, а реплики Чекмазова каждый раз вызывали улыбку и смех.

Как в самом начале сказали, выйдя на сцену, Марина Брусникина и Сергей Женовач, жанр «читки» непривычный, новый для зрителя, и потому требующий большей концентрации, чем обычно. Но если вы произведете все необходимые манипуляции со своим вниманием, вы получите прекрасное действие на сцене и отличный вечер.

Билеты

Текст Ольга Шишорина