READING

Светлана Ефимова: моя профессиональная формула – д...

Светлана Ефимова: моя профессиональная формула – доверие, честность и труд

Встречи с талантливыми людьми не проходят бесследно, они оставляют неизгладимое впечатление, особенно, если люди готовы поделиться частичкой света и душевной теплоты. Наш собеседник – Светлана Ефимова – одна их таких людей. В плотном рабочем графике педагога-концертмейстера Светланы нашлось время для беседы с нашим порталом, за что мы остаемся ей бесконечно признательны.

 

Светлана, вы профессиональный пианист и широко известный среди оперных певцов педагог-концертмейстер, специализирующийся на подготовке вокальных партий для оперных постановок (на профессиональном жаргоне – “коуч”) Расскажите о выборе профессии

Это интересная история.. Еще в училище мой педагог, заслуженный работник культуры РФ Тамара Александровна Шляпникова, обнаружила во мне интерес к работе с вокальной музыкой, и по ее рекомендации у меня тогда появилась возможность творчески сотрудничать с ведущими солистами филармонии. На протяжении обучения в консерватории я всё свое время проводила, работая в вокальных классах консерватории. Я с большой благодарностью вспоминаю годы обучения, педагогов, которые научили меня слушать, видеть и понимать музыку и которые поддерживали меня в моих решениях. Всё и все важны в создании и установлении профессиональной планки. Конечно же, российское образование является для меня основополагающим, но многое в понимании эстетики звука и стиля мне дала и работа в Европе. Я получила огромный опыт, работая с дирижерами, режиссерами и оперными певцами за рубежом.

Моя профессиональная формула – доверие, честность и труд. Я верю, что придерживаясь ее можно многого добиться. И все же процесс работы с певцом остается для меня во многом сродни магии. Да и сама опера – магическое искусство!

А насколько Вы свободны в работе: в выборе артиста, с кем хотите работать, в выборе репертуара?

Свобода – одно из необходимых условий для меня в работе. Признаться, я всегда с некоторой опаской относилась к театру как системе. Это непросто существовать в определенных рамках , выстраивать систему взаимоотношений в коллективе, которая может влиять как на процесс работы, так и на результат. На данном этапе всё просто – меня выбирают или я выбираю.

 Как Вы делаете выбор в пользу того или иного певца и начинаете с ним работать?

Я всегда начинаю со встречи. По первым пяти минутам общения понимаю – это «мой человек» или нет, смогу ли я вместе с ним сделать что-то интересное. Ведь создание партии – это сложный процесс, и этот путь нам надо будет проходить вместе с певцом. Бывает и так, что доверительные отношения в творчестве перерастают в теплые дружеские. Чтобы кого-то случайно не забыть, не буду перечислять все имена певцов, с которыми работаю, скажу лучше, что дорожу каждым из них.

Одна из главных потерь за последнее время в моей творческой жизни – это уход Дмитрия Хворостовского. Работа с ним долгие годы – это подарок судьбы. Очень скучаю… Сейчас мы с родными, друзьями и коллегами Дмитрия продолжаем проекты, начатые им.

2014г. КЗЧ Москва С Дмитрием Хворостовским. Премьера оперы “Демон” А.Рубинштейна

2015г. С Дмитрием Хворостовским, Асмик Григорян, Юлией Мазуровой. Концерт в КЗЧ.

2016г. С Дмитрием Хворостовским, Константином Орбеляном и Надин Сьерра. “Риголетто”

После ухода Дмитрия начался и продолжается еще один интересный творческий проект в моей жизни: в 2017 году по приглашению художественного руководителя музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Александра Борисовича Тителя я пришла работать в качестве ответственного концертмейстера на постановку оперы Леоша Яначека «Енуфа». Мне эта опера всегда была интересна, но, к сожалению, она в России мало исполняется. Я с удовольствием откликнулась на предложение и с энтузиазмом взялась за работу. За ней последовала следующая постановка – мировая премьера оперы «Влюбленный дьявол» Александра Вустина также в постановке Александра Борисовича Тителя и Владимира Юровского, в качестве дирижера-постановщика.

2019г. Мамт. Премьера оперы А.Вустина “Влюбленный Дьявол”

Отказаться от участия в таком проекте было, конечно же, невозможно. Было сложно, но очень интересно для всех нас. Благодаря всей постановочной команде, работе певцов получился замечательный спектакль и после удачной премьеры наш спектакль «Влюбленный дьявол» номинирован на премию «Золотая маска» в семи номинациях. Ведущие солисты постановки Дарья Терехова и Антон Росицкий помимо номинации на лучшие роли в «Золотой Маске» номинированы на премию «Онегин», а также еще один молодой солист театра из моего класса Дмитрий Никаноров номинирован на премию «Онегин». Желаю нам всем успеха! В настоящее время под руководством А.Б. Тителя готовим новую премьеру «Зимний вечер в Шамони». Пока ничего не буду рассказывать. Можно будет услышать и увидеть с 30го ноября 2019г.

2019г. С солистами МАМТ Дмитрием Никаноровым (тенор) и Анастасией Хорошиловой (меццо). П.Чайковский  “Евгений Онегин”

2019г. С Владимиром Юровским и Дарьей Тереховой. Премьера “Влюбленного Дьявола”

Я вижу как Вы горите делом и сколько отдаете призванию. Кажется понимаю, почему Вы не ведете социальные сети.. времени не остается на это!

Да, это разрушает

Как Вы восстанавливаете собственные силы? Как Вам удается переключится?

Это очень сложно. Иногда мне кажется, что схожу с ума, когда я веду несколько проектов сразу. Одиночество – мой единственный выход из этой ситуации.

Тишина и изолированность помогают отдохнуть и набраться сил. Я спокойно отношусь к элементам жизненного удобства. Мои певцы всегда шутят, какая хорошая у нас Света: мало ест, все время работает и всегда рядом! Это действительно так. Главное, чтобы кофе всегда было в наличии! Некоторые певцы на гастроли с собой даже кофеварку берут, зная мою любовь к кофе.

2018г. Цюрих. С Анной Смирновой. Р. Вагнер “Лоэнгрин”

Насколько комфортно для Вас работать в сжатые сроки?

Подготовка качественной партии требует времени, но при срочной необходимости всё возможно. В этом случае многое зависит и от самого певца. Такое в моей практике было и не раз.

Если Вы понимаете, что артист прекрасен, но партия не его, скажете прямо?

Естественно, если ко мне обращаются за советом, что я хочу на эту или иную постановку – я говорю «вам это не надо». Если интересно мое мнение – я говорю это сразу. Главное – не навредить! Даже если мне позвонят и скажут: «я получу приз Opera Awards», я скажу нет – вы уничтожите себя, ради чего это делать? Чтобы человек через несколько лет потерял голос – нет, я себе этого не прощу!

Для гармонии в партии нужен только лишь дар?

Одаренность и способности существует уже априори, если певец достигает существенного музыкального уровня. Но честолюбие, работа, жажда нового, и стремление к лучшему – необходимые качества для развития на протяжении всего музыкального пути.

В постановках важно не только удачное выступление Вашего певца, но и совместное выступление в дуэтах. Как добиться единения звучания?

С удовольствием работаю и на постановках в качестве ответственного концертмейстера. Обычно это работает так – дирижер или режиссер выбирает пианиста на постановку, который готовит с певцами партии, в том числе выстраиваются ансамбли, проводятся спевки. Этот человек отвечает за музыкальное качество подготовки музыкального материала. Мне особенно приятно работать в таких постановках, где происходит тесное творческое взаимодействие с дирижером и режиссером.

Вам нравятся оба направления или отдаете предпочтение работе с певцами?

Я не разделяю на любимое и не любимое! К тому же есть еще одно, Владимир Юровский неоднократно мне говорил, что мне нужно самой и дирижировать. А я очень люблю певцов, даже если мне сказать, встань за пульт и развивайся в карьере дирижера – я не смогу без певцов.

Рабочий процесс. С дирижером Владимиром Юровским. 2019г.

Оперные трансляции сейчас очень популярны. Как Вы относитесь к новым технологиям, или предпочитаете только «живое» звучание?

Я все смотрю с удовольствием, потому что мне это интересно. Всегда что-то новое для себя подсмотришь. А как звучат певцы в реальности я знаю и так. Мне поэтому необязательно слышать их вживую.

Поделитесь с нашими читателями сокровенным знанием: где лучшее место в зрительном зале?

Я думаю, что это зависит от сцены. Все театры индивидуальны. Мне нравится перебегать с места на место, в Мюнхене (Bayerische Staatsoper – прим. редакции LDQ) забираюсь на самый верхний ярус, где стоячие места, потому что там мне нравится наблюдать процесс взаимодействия дирижера, оркестрантов, певцов и хора. Потом я пересаживаюсь на задние ряды партера (лучшие места в небольших залах) – там интересно слушать большие голоса.

С удовольствием за сценой слушаю и за кулисами – у меня есть свои сигнальные точки и своя система передачи сообщений – общаюсь с певцами по ходу спектакля.

Все время работаем над улучшением качества. Когда получается и слышишь результат – приятно!

Что Вы цените прежде всего в артистах?

Я достаточно жёсткий человек – я прошу только работать и отдаваться этому полностью. Если человек начинает халтурить, мне перестает быть интересной работа с ним и, как правило, мы расстаемся. Но я считаю, что мне везет, что я постоянно работаю с такими певцами, которые преданы своему голосу, профессии и музыке.

Как вы думаете, готов ли зритель сегодня к высокому уровню исполнения, которого вы так настойчиво добиваетесь?

Наверное, это один из главных вопросов, которые вы задали. Сейчас часто приходится его обсуждать. Мои певцы слушают, кто как поет и существует на сцене. Они говорят мне, зачем мне так работать, если рядом со мной коллеги даже не мучаются – и «публика кушает». На что я всегда говорю, что на каждого певца найдется свое профессиональное ухо. Пусть хоть один певец выйдет и споет хорошо (по моему профессиональному мнению).

Мои учителя говорили мне: ты сделаешь одного артиста, и он будет профессионально петь. Публика может один раз не понять, а потом начнет различать – кто интереснее и качественнее выступает.

Да, есть тенденция, что все усредняется и есть общий план всего, но я верю, что моя работа и работа моих певцов будет услышана. Я не могу сказать: «ну ладно и так сойдет!» Я слишком много сделала и отдала себя полностью, чтобы смириться со средним уровнем. Пока у меня есть силы и певцы мои поют, появляются новые, готовые трудиться. Это лишь издержки нашей жизни, что они вынуждены существовать в общем потоке. Чтобы идти дальше и расти – нужно заниматься. Я сама учусь всю жизнь.

Среди наших читателей, возможно, найдутся те, кто с опаской относятся к оперному искусству, что Вы посоветуете для начального уровня?

Не надо бояться оперы, но и начинать с заумных оперных постановок не имеет смысла. Ограничения влияют на потребность и желание человека прийти в оперный театр, слишком много рамок и условностей. Пускай человек только 5 минут послушает и выйдет из зала. Ничего в этом страшного нет! У нас есть определенный стереотип – он выходит из зала – и это позор. Нужно вводить специализированные программы, обсуждение постановок, погружение в процессы создания. Это необходимо для того, чтобы открывать людям новый мир- мир оперы!

С удовольствием приглашаю всех на ближайшие спектакли «Влюбленного Дьявола» 7 и 8 ноября с моими замечательными певцами, солистами МАМТ.

И 6 ноября приглашаю на концерт в БЗК им. Чайковского на концерт замечательной певицы-сопрано Асмик Григорян.

Буду рада всех видеть!

 

Беседовала Ольга Хайкина