READING

TheatreHD: «Доктор Фауст»: очаровательный искусите...

TheatreHD: «Доктор Фауст»: очаровательный искуситель и заигравшийся ученик чародея

Все мы знаем «Фауста» Гете, многие читали «Доктора Фаустуса» Томаса Манна (историю талантливого Адриана Леверкюна, также продавшего душу дьяволу). Мотив сделки с дьяволом вдохновлял и вдохновляет творцов, но все началось с Кристофера Марло – звезды шекспировской эпохи, первого использовавшего этот сюжет в драматической обработке. Тем ценнее и интереснее смотреть инсценировку этой вещи именно в театре «Глобус». Место, известное миру благодаря Шекспиру, показывает спектакль по произведению одного из главных его соперников – ведь слава повесы-дуэлянта Марло затмевала Шекспира в далекие елизаветинские времена. Погибший в пьяной драке, он почти забыт нами, и тем ценнее для сегодняшнего зрителя увидеть этот спектакль.

Автором постановки выступил опытный Мэтью Данстер, не очень известный в России, но достаточно популярный на родине режиссер. Создавая своего «Фауста», он словно оживил наши представления о театре елизаветинской эпохи. Получился балагурный красочнейший, порой пошловатый спектакль, калейдоскопом сцен захватывающий зрителя. Вспомним, что спектакль поставлен в «Глобусе»: в театре под открытым небом, где любой желающий за символические несколько фунтов может купить стоячие места и наблюдать все происходящее буквально на расстоянии вытянутой руки. Особая прелесть такой трансляции – наблюдать за зрителями – как они, положив голову на руки завороженно следят за действием, пугаются внезапно возникших актеров или же в конце с неподдельной тревогой следят за метаниями Фауста, спасется ли он?

История Марло рассказывает нам об ученом Фаусте (Пол Хилтон), который пресытился мирским и захотел «стать владычицей морскою» вызывает к себе Мефистофеля (Артур Дарвилл). За двадцать четыре года служения прихотям Фауста и обучения всем колдовским чарам Мефистофель получит взамен душу доктора. Сделка заключена.

«Где мы – там ад», – эта мысль пронизывает повествование. Вначале Фауст кажется искателем нового, знаний, чудес, но с каждым следующим поступком дьявольская его часть все больше расцветает. Сначала это можно заметить в деталях: ученик чародея уже сам одет точно в такой же костюм, потом сам предлагает новые и новые козни, и все больше и больше погружается в пучину порока и вседозволенности (здесь его костюм уже близок к известным изображениям Генриха VIII). Доктору Марло в отличие от своих собратьев Фустов не спастись, его душа погибла. Ангел в рыцарских доспехах с крыльями на спине проиграет битву демону, и Люцифер во всем великолепии ада будет торжествовать победу. Люцифер выйдет на сцену в доспехах ангела, но уже сломанных, обугленных, и, это почти впервые, когда художники-постановщики так напрямую делают отсылку к падшему ангелу.

Ад максимально красочен. Самые яркие сцены и метафоры связаны с ним. Здесь и великолепная комическая сцена с представлением Фаусту семи смертных грехов, и первое явление Мефистофеля внутри большого козлиного черепа, и вечный кордебалет из учеников Фауста, и знакомая нам по «Сну в летнюю ночь» (интересно кому идея пришла первому) смена человеческих голов на головы животных у недалеких смешных ремесленников. Здесь нам явится во всей своей красоте Елена Троянская, а Люцифер выйдет к Фаусту держа двух кабанов-волкодавов. Его приспешник Вельзевул обладает рогами, а дым-машина наводит шум и трепет на зрительный зал. Дьяволиада полна фокусов: будь то самовозгорающиеся книги или вырастающие из пола вещи. Вроде бы это комедия, как бы ни страшна была бы суть происходящего: человек, продающий свою душу. Повеса и дебошир Марло не считает нужным «спасать» своего героя – Фаусту будет отлично в аду.

Во всем этом чудесном балагане лидируют двое – Фауст в исполнении Пола Хилтона и Мефистофель в исполнении Артура Дарвилла. Стыдно признаваться, но Мефистофель Дарвилла настолько очарователен, что Фаусту совершенно не сочувствуешь. Мефистофель ластится, исполняет все прихоти, но стоит лишь тени ангельского крыла появиться рядом, он сразу натягивает вожжи и возвращает Фауста в его личный ад. Поначалу их отношения напоминают знакомство Джинна с Алладином, но только Джинн недобр и корыстен, да и Алладин-Фауст далек от определения «не огранённый алмаз с чистым сердцем». Эта пара достойна друг друга, о чем прелестнейше поет нам в заключительной песне. Пусть ад и страшен, но для Фауста он давно уже стал домом.

Билеты

Текст Ольга Шишорина

фото: theatrehd.ru