READING

Театр на Таганке: последние 5 лет за пару часов...

Театр на Таганке: последние 5 лет за пару часов

Новый, 56-й сезон, Театр на Таганке открыл премьерой мюзикла “Последние 5 лет” в постановке Алексея Франдетти. Мюзикл был написан Джейсоном Робертом Брауном в 2001 году и с успехом шел на Бродвее, а также во многих странах мира. Малая сцена театра превратилась в Нью-Йоркскую квартиру супругов Джейми и Кэти, а зритель наблюдает за историей, рассказанной Джейми от начала и до конца, а Кэти — от конца к началу.

Кроме актеров Павла Лёвкина и Марфы Кольцовой на сцене больше никто не появляется, а камерное пространство малой сцены придает истории больше интимности. Их персонажи живут в двух параллельных реальностях: Джейми от юности и первых побед к успеху, и Кейти от расставания с мужем к их первой встрече и полной надежд юности. Персонажи пересекаются на сцене и во времени лишь в моменте абсолютного счастья для обоих — когда Джейми делает предложение Кэти.

Довольно простые, но мобильные декорации, живой оркестр и звук, череда образов и ситуаций. Легко и играючи актеры молниеносно перевоплощаются, переодеваются, меняются местами, появляясь то в одном, то в другом месте сцены. Простота оформления сцены дает ощущение полного погружения в быт наших современников, а сюжет, несмотря на банальность, откликнется своей понятностью каждому.

Впрочем, как и в любом мюзикле, фокус смещается на актеров, их исполнительское дарование и способности к взаимодействию между собой на сцене и с публикой. В данном случае, Франдетти сорвал куш, пригласив Павла Лёвкина на главную мужскую роль. Молодой, красивый, невероятно харизматичный и пластичный актер с мягким бархатным тенором фокусирует на себе внимание публики с первого появления на сцене. Его Джейми живет здесь и сейчас, вдыхает полной грудью, полон сил, энергии и самых грандиозных планов на жизнь. Влюбленность героя, транслируемая в зал, сбивала бы с ног, если бы зрители не сидели в креслах.

Действие мюзикла начинается в Нью-Йоркской квартире, где Кэти поет арию, полную боли и печали, их отношения и брак с Джейми разрушились, от ее мечт остался будто лишь дым от задутой свечи. Марфа Кольцова, артистка труппы Театра на Таганке, идеальна для своей роли. Ее Кэти живет мечтами, но не в силах их реализовать, она опускает руки и переносит неудачи в работе и в брак. Обладательница достаточно скромных вокальных данных, что обычно пагубно для мюзиклов, Кольцова тем не менее очень точно попадает в роль, рисуя неустойчивый и противоречивый характер своей героини.

В течение полутора часов на сцене происходит химическая реакция. Зритель наблюдает, как в этой реакции начинают участвовать все новые составляющие. Герои с каждой арией обретают новые грани и все глубже «прорастают» друг в друга. Логистика спектакля выстроена очень продуманно, действие непрерывно происходит на глазах у публики, а актеры быстро и четко меняют локации, костюмы, эмоции и переживания. С Джейми мы взрослеем, весь он – пульсирующий нерв, при этом способный тонко чувствовать, понимать и поддерживать свою женщину. С Кэти зритель наоборот, тоскуя, пытается отрефлексировать молодость, возвращается в точку отсчета.

Этот спектакль — та редкая история любви, когда зритель не может однозначно определиться, кому из героев он сочувствует, кого готов ругать, а кого — жалеть. Тут все как в жизни, нет белого и черного, есть множество оттенков. А спектакль — живой организм, в котором все участники не только тонко чувствуют музыку и себя внутри нее, а и взаимодействуют с публикой. В какой-то момент зрители, которые в малом зале сидят слишком близко, чтобы оставаться в стороне, становятся частью магии мюзикла. Не готовые аплодировать после одной из лучших арий в исполнении Лёвкина, сидят, затаив дыхание, не в силах разрушить красоту и интимность момента.

Для зрителя постановка может стать терапевтическим походом и попыткой разобраться в себе и своих отношениях. Как по-разному, сквозь призму времени, эмоций, успеха и его отсутствия, люди могут смотреть на одни и те же события, переживать неудачи и поражения. И все же спектакль оставляет светлое чувство, похожее на ностальгию по чему-то утраченному, чему-то, что было частью тебя и в то же время никогда не было твоим.

Билеты

Текст Карина Чаплинская

фотографии предоставлены пресс-службой