READING

«Битва за Мосул»: пусть встанут военные действия н...

«Битва за Мосул»: пусть встанут военные действия на паузу во всем мире

В камерном пространстве Тау-зала в ШДИ состоялась премьера спектакля «Битва за Мосул». Как объявил перед началом режиссер Александр Огарев, эта постановка принадлежит к антивоенному театру, который в России еще не развит, и творческая группа данной работы являются в этом направлении своего рода первопроходцами.

Это спектакль-предупреждение, и намерение режиссера напугать зрителя отчетливо считывается. В оформлении пространства преобладает красный цвет. Покрытие сцены и носки на ногах всех участников точно вопль: смотрите, мир уже по щиколотку в крови! Воздушный шарик – символ жизни, хрупкой и невесомой. Ужасающие тексты, кукла с оторванными конечностями, и все это при резкой и жесткой подаче артистами.

Напугать удалось, но та ли целевая аудитория собралась в маленьком зале театра?

Постановка состоит из множества историй, в которых к текстам Алексея Житковского добавляются «Три сестры» Чехова (в качестве примера максимальной инфантильности) и «Легенда о мертвом солдате» Брехта (образец бесчеловечности). Актеры переходят из одной истории в другую, без привязки к конкретным образам. Но есть здесь один персонаж, проходящий через все действо. Это спортсменка, от лица народа задающая острые вопросы президенту, среди которых: кто дает команду к началу войны?

А начинается спектакль с высокопарного конферансье, который объясняет правила «игры». У него в руках пульт управления, и при нажатии на кнопку военные действия могут начаться или встать на паузу. Он точно кукловод, вершитель жизней. Или заядлый геймер, привыкший к “стрелялкам”. Но в один момент действо выходит из-под контроля, ровно как и любая война может выйти из-под контроля развернувших ее . Дальше следуют ее последствия в виде насилия мирных жителей и трансляции происходящего в сеть, в виде убийств молодых 18-летних ребят, призванных на службу в армию, в виде разрушенных жилищ и кошмарных снов о войне.

В спектакле много пластики, музыки, танцев. Физическое действие, иллюстрация происходящего присутствуют, но остаются в меньшинстве. Основная эмоциональная, как и информационная нагрузка лежит на тексте в его живой, острой, экспрессивной подаче. А визуальное воплощение событий отдано на откуп воображению зрителей.

Средь наиболее любопытных мыслей данной постановки неожиданные умозаключения женщин и их же заблуждения о мужчинах перед лицом войны. Женщины рождают мальчиков, которых убьют на войне. Значит женщины рождают мертвецов, потенциальных мертвецов и потенциальных убийств. «Какое страшное слово “потенциал”» (с) Традиционным подарком мальчикам – пистолетом – общество программирует мальчика на то, что он будущий войн, а значит, будущий убийца. При этом женщина осуждает мужчину, узнав, что тот откосил от армии, считает его трусом. Женщина не понимает, что это не трусость, а здравомыслие, когда рядом идет чья-то очередная война. Женщина мечтает гордиться сыном полковником, пока не осознает, что своим желание видеть его военным она отправляет его на смерть.

Так пусть же будет больше осознанности и здравомыслия в умах всех, в том числе у власти стоящих. Пусть же будет понимание, что война где-то идет всегда, и если мы о ней не знаем или стараемся не знать, то это не значит, что ее нет. Пусть перестанет государство отправлять своих юнцов на верную смерть во имя самопиара на мировой арене. Пусть встанут военные действия на паузу во всем мире. И пусть посыл данной постановки дойдет до тех, кто действительно командует к началу войны.

Билеты

текст Мария Куликовская

Фото: Наталия Чебан