READING

Спектакль-променад «Версия Чайки» — пьеса Чехова н...

Спектакль-променад «Версия Чайки» — пьеса Чехова на расстоянии вытянутой руки в загородной резиденции Чехов APi

В апреле на сайте вышло мое интервью с молодым режиссером, ученицей Виктора Рыжакова, резидентом ЦИМа и автором нашумевшего спектакля POSLE, Еленой Ненашевой. Мы поговорили о миллионе интересных вещей — от учебы в театральном вузе до отношения к женщинам-режиссерам. Обсудили тогда и грядущую премьеру нового спектакля Лены по пьесе Антона Чехова «Чайка», одна из репетиций которого как раз должна была начаться после интервью. Лена с воодушевлением рассказывала о необычной постановочной задумке, о кастинге, о работе своей невероятной команды продюсеров, о том, что для нее значит «Чайка» и как она снова и снова открывает для себя Чехова. Честно признаюсь, я вышла с интервью с осознанием, что в моем театральном календаре жирным маркером отмечен очередной must see этого лета — настолько все это звучало необычно и увлекательно. И реализованная идея не просто не разочаровала, но даже превзошла мои самые смелые ожидания.

В один из теплых вечеров конца мая 2019 комфортный трансфер от м. Аннино примчал команду LDQ в резиденцию Чехов.APi недалеко от г. Чехов (стоимость трансфера входит в билет).

Здесь, вдали от ритма мегаполиса, зрителя встречает звенящая тишина, уже давно незнакомая сумасшедшей Москве, огромная зеленая территория, где чистый воздух, в котором разливается теплый вечер, умиротворяюще обволакивает вас в преддверии спектакля, а волшебный золотисто-рыжий закат отражается в бокалах красного, которым угощают прибывших на спектакль гостей (всего около 40 человек и атмосфера весьма располагает к приятным знакомствам). Это, безусловно, весьма непривычная обстановка не только для городского жителя как такового, но и для тех, кто привык, что перед спектаклем приходится суетливо сдавать вещи в гардероб, стоять в очереди за закусками и шампанским в буфете, в компании множества других зрителей ждать начала представления в ограниченном пространстве фойе. На спектакле-променаде «Версия Чайки» вас освобождают от всех этих условностей, окуная в непривычную свободу.

фото В. Фролов

Перед спектаклем есть время с бокалом вина погулять по территории, на которой то тут то там разбросаны декорации и реквизит — супружеское ложе Маши и Медведенко, место свидания Нины и Тригорина, инсталляции, одна из которых — стеклянные кубы, в которых представлены собранные по ассоциации с каждым из героев спектакля предметы — такими, какими их представил режиссер в своей версии и увидели актеры в своей интерпретации. Фляга для виски Маши, увеличительное стекло Тригорина, портативная зарядка Треплева, грим Аркадиной…

Угощая вином, фруктами и пирожками, вам предложат выбрать браслет с фамилией одного из главных героев — Аркадиной, Треплева, Заречной или Тригорина. Свобода выбора зрителя — это еще один непривычный выход из зоны комфорта — вам предстоит самим решить, чьими глазами вы увидите известную всему миру историю о материнской любви, ускользающей легкости жизни, разбитых надеждах, несбывшихся мечтах. Зрители разделятся на четыре группы, каждая из которых будет следовать за выбранным персонажем. Маша и Медведенко хотя и не имеют в спектакле своих «последователей», тем не менее играют в истории свои ключевые и неоднозначные роли.

Мы знакомы с привычной плоскостью спектакля — даже там, где режиссер отказывается от сюжетной линии автора или перекраивает текст пьесы, мы все же чаще всего видим цельный рассказ, где в единую историю сплетены судьбы всех участвующих в ней персонажей. Site-specific спектакль позволил Елене Ненашевой эффектно реализовать необычную идею — а что если вы увидите историю глазами только одного героя?

фото В. Фролов

Вот Аркадина, успешная актриса, мать ищущего себя сына и любовница молодого успешного писателя. Кто она, вне параллельной любовной истории Тригорина и Нины, вне терзаний и ревности ее сына? Она не видит, как ее любовник назначает свидание новой пассии, она не увидит целиком роковой диалог уже сломленной Нины со своим сыном. Не увидим этого и мы, зрители, с браслетами «Аркадина» на руках. Но, следуя за актрисой (в моей версии спектакля — лия Волкова), мы почувствуем ее тревогу, ее нехорошие предчувствия об ускользающем от нее мужчине, станем свидетелями того, как внезапно врывается в ее вновь ставшую привычно размеренной жизнь трагедия безвозвратной потери.

фото А. Фокин

А вот Нина, молодая, грезящая о сцене, ослепленная блеском и умом успешного человека. Увидите ли вы ее иной, если перед вами не будет во всей своей силе и уверенности представать персонаж Аркадиной — сильной, успешной, имеющей власть над мужчиной, которому Нина во всех смыслах вручает свою жизнь.

Сцена за сценой вы перемещаетесь за персонажем по территории резиденции. Вот Аркадина играет в петанк с Машей и Медведенко, вот она идет к себе, в один из коттеджей на территории резиденции, и там, в шикарной гостиной, в одиночестве пытается прочитать монолог, написанный ее сыном для Нины, вот на ступеньках, спускающихся из дома в уже потемневший сад, она поет джаз. На отдаленной нависшей над оврагом веранде, где сахарной ватой к вечеру эффектно ложится туман, она застает своего возлюбленного с вином и виноградом — мы не видим Нины, но и мы и Аркадина догадываемся, что тут только что происходило…

фото В. Фролов

Очень не хочется останавливаться на содержании всех сцен или актерской игре подробно, тем более что лично я была зрителем только одного персонажа из четырех, а спектакль имеет несколько составов. К чему портить вам удовольствие от получения собственного опыта? А тут он у вас, несомненно, будет своим. Скажется не только необычная, непривычная постановочная идея, расслабленная обстановка вечера, отсутствие необходимости быть привязанным к пространству зрительского кресла и даже зрительного зала. Спрятанные от вашего глаза причинно-следственные связи, относящиеся к другим персонажам, заставят совсем иначе взглянуть и на пьесу Чехова, и на самих героев и причины их поступков.

фото В. Фролов

Скажу одно: этим летом «Версия Чайки» это один из самых небанальных и интересных способов провести вечер в прохладе загородного поместья, став участниками истории знакомых персонажей, в период, когда большинство театров уходят в отпуск, а Москва уже начала изнывать от плавящей асфальт жары.

Билеты

Как я уже писала выше, стоимость трансфера и приветственных напитков и еды входит в цену билета, купив который вы уже можете ни о чем не беспокоиться и просто получать удовольствие от необычного зрительского опыта. Снабдят вас и зонтиком, и пледом, и даже средством от комаров.

Кстати, вы можете также купить билет, который позволяет помимо участия в спектакле также дает возможность поужинать и остаться в резиденции на ночь в одном из комфортных номеров, чтобы утром, в свете рассветных лучей по-новому взглянуть на «сцену» спектакля и на разыгранную на ней прошедшим вечером драму.