READING

«Служанки бульвара Сансет». Французская пьеса с ам...

«Служанки бульвара Сансет». Французская пьеса с американским акцентом

Из сочетания несочетаемого в Электротеатре родился спектакль «Служанки бульвара Сансет». В основе постановки лежат американский фильм Билли Уайлдера и пьеса французского драматурга Жана Жене. В качестве режиссера данной работы дебютировал на родной сцене Владимир Коренев, совместно с Леонидом Лютвинским переплевший сюжетные линии в единую, целостную инсценировку.

По признанию Владимира Коренева, попробовать себя в новом качестве побудило его желание высказаться, которое полноценно реализовать может только режиссер, но не актер. Неудивительно, что в качестве темы для первой работы он выбрал актерскую судьбу. Режиссер раскрывает две стороны медали: с одной стороны – угасание былой звезды, ее нарциссизм; с другой – неугасающий фанатизм, подпитывающий эго артистки.

Каково это быть великой актрисой немого кино, любимицей миллионов, звездой первой величины, в какой-то момент отставшей от поезда кинематографа и оказавшейся не у дел? Возможно ли вновь взойти на Олимп, хватаясь за прошлое и причитая, что ныне кино уже не то? Возможно ли трезво оценивать себя и свою востребованность в окружении фанатичных слуг, безгранично влюбленных в звезду и поддерживающих миф ее величия? Как тешить свое эго, о чем мечтать былой звезде и как реализовывать свою актерскую природу в забвении? На эти вопросы отвечает Владимир Коренев в своем спектакле.

По сюжету молодой сценарист Джо, по уши в долгах, прячет свою машину в гараже неизвестного дома, хозяйкой которого является звезда Норма Дезмонд. В ходе знакомства она рассказывает о сценарии, который написала для себя, и предлагает Джо работу: довести сценарий до ума, но при этом болезненно следит за каждой вычеркнутой строчкой. Джо понимает, что задача едва ли выполнима, но ради крова над головой и хорошей оплаты соглашается. В Норме же просыпаются к молодому человеку романтические чувства. При этом в доме живут две служанки, боготворящие звезду и регулярно пишущие ей горы писем якобы от поклонников. Их любимое развлечение – играть в Норму. А вот молодого человека они невзлюбили и стараются от него избавиться, отправив его за решетку. При этом избавиться они хотят и от Нормы, отравив свою хозяйку. Вот такая фанатская любовь. Чем же все заканчивается? Финал ожидаемый для Джо и совершенно неожиданный для остальных персонажей. Но пусть это останется интригой, разжигающей пламя желания посмотреть постановку.

Особого внимания заслуживает оформление спектакля. При входе в зал зрителя встречает праправнук Кинг-Конга – огромная обезьяна размером во всю сцену, сделанная из пластиковых пакетов, принесенных в театр зрителями. Это животное здесь символ актерского эго. Но можно усмотреть и еще один символ: пластик получил вторую жизнь, так сказать, второй раз «реализовался в жизни». А удастся ли вновь стать звездой в кино нового времени Норме? Помимо внушительных размеров, взор сразу цепляют большие цветные гениталии примата, создающие намек на провокационность постановки и эпатаж. Однако единственным эпатажным элементом является сама Норма, появляющаяся на сцене в костюме тех же цветов. Таким образом, остался без ответа вопрос, что же хотела этим громким высказыванием донести художник Анастасия Нефедова. Зато в отношении костюмов, а именно париков, ее работа вызывает восхищение. Очень интересный ход через лысую голову показать утрату собственной личности у ног другого человека.

Актерская игра оставляет приятное впечатление. Это тот случай, когда пересмотреть постановку хочется прежде всего именно из-за состава. В главных ролях Людмила Лушина и Владимир Долматовский. Эта пара смотрится настолько слаженным актерским дуэтом и настолько они заразительны в своих ролях, что представить кого-то другого на их месте просто невозможно. Причем по признанию артистов, они были не первыми, кто репетировал этот спектакль. Но звезды так сошлись, что роли нашли своих артистов. И каждому из них роль оказалась по-своему близка.

Два действия данной постановки совершенно разные по эмоциональной составляющей. Первое – увлекательное, развлекающее; второе – нагнетающее, давящее. Как праздник жизни и его последствия. А в конце французская песенка «Jetaime» в не самом идеальном исполнении, точно говорящая: каждый любит, как умеет.

Билеты

Текст Мария Куликовская

фото: electrotheatre.ru