READING

«Иоланта» на исторической родине: V Международный ...

«Иоланта» на исторической родине: V Международный фестиваль искусств П.И. Чайковского

Редакция LDQ побывала на V Международном фестивале искусств П.И. Чайковского в г. Клин. Каждый год Клин собирает множество гостей: любители театра и музыки приезжают насладиться шедеврами Чайковского в исполнении признанных мастеров. В этот юбилейный год на площадке под открытым небом выступили и представили свои постановки «отцы-основатели» фестиваля (Юрий Башмет, Денис Мацуев, Дмитрий Бергман), прошел специальный показ одноактных балетов в исполнении Сергея Полунина, представил свою программу “Chaplin’s smile” номинант премии «Грэмми» скрипач Филипп Квинт и др.

У посетителей фестиваля была возможность также посетить музей-заповедник композитора. В Клину Петр Ильич Чайковский провел последние годы своей жизни, после его смерти брат Модест Ильич основал на месте усадьбы музей. Этот комплекс является старейшим мемориальным музеем России. В его собрании хранятся как личные вещи композитора (партитуры, фотографии и картины, огромная личная библиотека), так и множество материалов, связанных с музыкальной жизнью России. В усадьбе ежегодно проходят фестивали и образовательные программы, среди которых Международный фестиваль искусств занимает свое почетное место.

Геликон-опера, постоянный партнер и друг фестиваля, в этом году привезли в мемориальный музей-заповедник одну из своих последних премьер, “Иоланту” Сергея Новикова. Впервые «Иоланту» (мы уже писали обзор по премьере – прим. ред.) публика увидела в этом мае: с 17 по 23 число она с успехом прошла на сцене зала «Стравинский». В рамках фестивальной программы зрителям повезло увидеть не просто концертное исполнение оперы, как это часто бывает в подобных случаях, а полноценный спектакль. На открытую сцену музея удалось перенести настоящие декорации, само действие было адаптировано под возможности площадки. Спектакль выходит за рамки подмостков: артисты появляются как из-за кулис, так и из зала, оркестр находится на расстоянии вытянутой руки. Зритель словно становится частью представления.

«Иоланта» – последняя опера Чайковского, написанная им в 1891 году. История юной дочери короля Рене, лежащая в основе одноактной драмы датского писателя Генриха Герца, вдохновила композитора на написание оперы. Либретто сочинил брат Чайковского, Модест Ильич. Иоланта живет в замке затворницей. Она слепа от рождения, но не знает об этом. Окруженная подданными и друзьями, которым строжайше запрещено рассказывать ей правду, она проводит свои дни, но какие-то смутные мысли беспокоят её. Слепота Иоланты – государственная тайна. Король Рене обручил ее с герцогом Бургундским Робертом и теперь всеми силами пытается излечить дочь, привлекая лучших врачей. Эту тайну случайно открывает ей проезжий рыцарь Водемон, очарованный красотой девушки. Однако, даже узнав о своей неспособности видеть, Иоланта не чувствует в себе желания излечиться: ей привычен знакомый с детства мир, она не чувствует, что чего-то лишена.

В версии «Геликон-оперы» действие перенесено в современность: неприступный дворец окружен камерами наблюдения, окружение Иоланты погружено в свои телефоны больше, чем в жизнь вокруг. Нас встречает атмосфера праздности и самолюбования. Если вспомнить, что исторически действие оперы проходит на юге Франции, то на сцене с легкостью можно представить частные владения где-то в Ницце или Каннах. Все как один в солнечных очках, лишь незрячая Иоланта «смотрит» на мир широко раскрытыми глазами. Режиссер спектакля Сергей Новиков признается, что хотел донести до зрителей парадокс современной жизни. За обилием и блеском гаджетов мы перестаем замечать прекрасное.

В постановке есть масса любопытных деталей: так, например, чемоданы, кажущиеся на первый взгляд бренда Луи Виттон, с которыми появляется на сцене оруженосец, на самом деле украшены геральдикой и соответствуют первоисточникам (здесь и анжуйские лилии, и иерусалимские кресты). Попавший в замок вместе с Водемоном Роберт с самого начала не выказывает интереса к Иоланте: ему проще смотреть на нее через камеру видеонаблюдения, а настоящая Иоланта ему не нужна. Черные очки отгораживают и Роберта от мира Иоланты. Водемон же с самого начала смотрит на девушку без них.

Но даже с учетом современного контекста создается ощущение средневековой сказки. «Иоланта» наполнена светом: красочные декорации замка, открытая распахнувшая объятия миру главная героиня. История настоящей любви и исцеления напоминает слова из «Маленького принца»: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Любви покорно всё, даже неизлечимые болезни.

В героев оперы перевоплотились ведущие звезды «Геликон-оперы»: Ольга Щеглова (Иоланта) и Игорь Морозов (Водемон), Мухаил Гужов (Король Рене) и Дмитрий Янковский (Эбн-Хакиа), Константин Бржинский (Роберт) и Мелания Заридзе (Марта). Оркестр под управлением народного артиста Евгения Бражника совершил почти подвиг, исполнив спектакль под моросящим дождем. “Иоланта” по словам Чайковского, опера, от которой “все плакать будут”. Плакало и небо над Клином, но даже дождь не помешал публике принять прекрасное исполнение шедевра оперной сцены артистами «Геликон».

текст Ольга Шишорина