Поработать с рассказами Андреева своим ученикам Василию Буткевичу и Марии Крыловой предложил Дмитрий Брусникин. Позже ребята пригласили артиста Гоголь-центра Евгения Харитонова и нашли режиссера, Данилу Чащина, которому и приснилось название спектакля. Постановка предлагает зрителю посмотреть на тему смерти сквозь призму современной поп-культуры. Тексты Андреева, написанные на рубеже XIX-XX веков пронизаны мистицизмом, символизмом, чернотой человеческой души и препарированием смерти и самоубийства, в частности.
За полтора часа зрители вместе с актерами пройдут сеанс коллективной терапии и поговорят об одном из самых страшных и непостижимых явлений жизни – о смерти. Чащин, по собственному заявлению, последователь идей русского психологического театра, является, скорее, таким же, как и Андреев, символистом. Черная коробка зала – будто чернота земли, в которой заключен постамент-гроб; вместе с тем, это и чернота, поглощающая душу самоубийцы. В этой черноте есть коробки со светом огней, похожие на аквариумы, будто пытающиеся осветить попытки остаться жить юных героев целого ряда рассказов, ставших литературной основой постановки.
Три актера играют все роли, а для удобства зрителей отбивки между зарисовками сопровождаются видео с названием рассказа и тем, какую роль исполняет в следующем отрывке артист. На контрасте с происходящим внутри сцен в моментах перестановок из колонок громко и бодро звучит песня Элджея “Эй гайс, у меня все найс!”, намекая на то, что современные самоубийцы — адепты рэп-культуры и оптимистичных статусов в соцсетях.
В спектакле есть один сквозной персонаж Сергей Петрович, который будто коверный клоун веселит публику, чтобы она не заскучала, давая отдохнуть от сгущения красок. В то же время этот герой и приводит нас к финалу, где зритель не понимает, в какой момент произошло изменение в герое, которое приводит к желанию расстаться с жизнью, ведь все было на виду. В этом создатели спектакля и формулируют главную идею спектакля: задумайся, не пройди мимо, поговори, прояви участие, наблюдай, “проживай” смерть и тогда она перестанет быть страшна.
Актеры, создавая череду образов, не стараются сделать их сверхдетализированными или очень разными, мы видим будто разные грани одного человека. В какой-то момент даже непонятно, отделяются ли персонажи от актеров. В этом сокрыта вторая не менее важная мысль спектакля: у смерти нет лица, пола и возраста. Желание покончить с собой “универсально” и может переживаться актером на сцене и зрителем в соседнем кресле одинаково и одновременно. А при всей мистичности, смерть проста и не помпезна. Поэтому в итоге спектакль выглядит простым, спокойным и ненадрывным. Это тот случай, когда простые изобразительные средства сполна компенсируются искренней актерской игрой. И все самое страшное в спектакле возникает благодаря искусному саунд-дизайну, досконально подобранным образам и игре актеров. Ведь перед страхом смерти все равны, а коллективная терапия, в которую превращается спектакль, позволяет бояться немного меньше.
Текст Карина Чаплинская
NO COMMENT