READING

«Бетховен» в театре «Практика». Ненаписанная жизнь...

«Бетховен» в театре «Практика». Ненаписанная жизнь

Имя Бетховена вызывает ряд четких ассоциаций и прочно закрепилось в умах. Все знают «Лунную сонату», иногда путают её с «К Элизе», слышали про «Оду к радости» и, конечно же, в курсе глухоты великого композитора. А каким же он был на самом деле?

Постановка в Театре «Практика» начинается с экзамена. «А расскажите нам, что вы знаете о Бетховене». Но кроме дат жизни и места рождения сухой голос извне ничего не интересует, «вырубили, высосали». А как же Бетховен? Ведь «Бетховен – это мое личное», – говорит нам студент и начинает рассказывать нам всё, что он знает о композиторе. А знает он порядочно. «Бетховен» — это моноспектакль. Единый во всех лицах Юрий Межевич стремительно перевоплощается из Бетховена в Моцарта, из Гёте в племянника композитора, в неизвестную даму, примеряет самые различные маски. Он присутствует в реальном пространстве сцены и видеоинсталяции. Кроме вездесущего героя, запертого в некой музейной форме, с нами повсюду музыка. Это и белый рояль, на котором играет Юрий (отлично, кстати, играет), и записи концертов. Она обволакивает и ведет повествование наравне со словами. В какой-то момент Бетховена настигает глухота. Она появляется постепенно, подчиняя себе. «Живой осязаемый шум», стена между ним и миром звука. Она возникает в пространстве зрительного зала, и можно физически ощутить все муки несовершенного звукошума, в который попал Бетховен.

Пространство создано таким образом, что мы одновременно находимся и в XIX веке, и в текущем моменте. Историю, произошедшую между Гёте и Бетховеном, расскажет нам сам писатель, сидя в телефоне и ссылаясь на фейсбук Бетховена, транслируемый на экран. Великие произведения запираются в современном мире рингтонов и мелодий ожидания. Это максимум фривольности, который ждет зрителя, добавляющий яркости и так не классической истории из блока ЖЗЛ.

Впереди нас ждут и муки творчества, бедность и написание той самой великой, симфонии № 9. И ее премьера, 7 мая 1824 года, когда дирижировал лично Людвиг. Взлохмаченный, абсолютно глухой, неуверенный. Так он поворачивается и к нам, зрителям.  А будут ли аплодисменты в этот раз?

После спектакля остается ощущение, что форма рассказа о великих людях выбрана весьма удачно.  Ибо, как мы услышим со сцены: «Не забивайте себе голову встречами с гениями, будьте гениями сами. Тогда вам ни дня не будет скучно».

Билеты

Текст Ольга Шишорина