«Cмит & Вессон» в Community Stage. Укротить Ниагарский водопад: руководство к действию

21 июня 1902 года, завтра. В прозрачном свете ясного солнечного дня Рашель Грин, 23 лет, станет первым человеком в мире, кто сплавится по реке Ниагара с прыжком с водопада, сидя в закрытой пивной бочке. Люди навсегда запомнят её имя…

В одном из необычных театральных пространств в Москве, в Community Stage на Космодамианской набережной, состоялась премьера спектакля «Смит&Вессон» по одноимённой пьесе итальянского драматурга Алессандро Барикко. Барикко достаточно известен в мире кино: по его книге в 1998 году сняли фильм «Легенда о пианисте», а в 2007 году на экраны вышел фильм «Шёлк» с Майклом Питтом и Кирой Найтли в главных ролях. Пьеса «Смит и Вессон» кажется очень живой и душевной, создаётся ощущение, как будто с тобой делятся чем-то сокровенным. Сам спектакль проходит на камерной сцене, где всё чувствуется на расстоянии вытянутой руки.

Зрители попадают в круглую комнату с диванчиками и стеллажами книг, среди которых гуляют люди. Гаснет свет, и действие переносится в деревушку близ Ниагарского водопада. Под убаюкивающие звуки музыки открываются центральные книжные стеллажи. На сцене – ванна, в ней спит человек в шляпе. Это Джерри Вессон, и он изо дня в день вылавливает из реки тела людей, которые решили покончить жизнь самоубийством, спрыгнув вниз со скалы.

К нему приезжает Том Смит, метеоролог, чтобы собрать материал для своего исследования. Их, по иронии судьбы, зовут Том и Джерри, и их встреча станет судьбоносной. Они бурно спорят, диалоги доходят до комичного и кажутся по-трогательному грустными, они вместе готовят бобовое пюре и смотрят вниз с обрыва. Внезапно на пороге дома появится молодая журналистка Рашель Грин и перевернёт их жизнь вверх дном. Её исключают из редакции, но она до последнего борется за место под солнцем – нужно лишь придумать сюжет для издания, достойный первой полосы. Она предложит безумную идею прыгнуть с Ниагарского водопада осознанно, ради эксперимента и последующей славы. Ведь ей всего 23 года, и люди навсегда запомнят её имя.

“Я обожаю живой театр. А театр жив, только когда мороз пробегает по коже, когда кажется, что тебе не хватает воздуха, когда не знаешь, что будет дальше… «Смит&Вессон» – именно про такой театр.”

(Ирина Пахомова, режиссёр)

Словно кадры из фильма сменяются мизансцены. Действие происходит настолько стремительно, что зритель ощущает себя уже не в библиотеке, а в той маленькой деревушке близ Ниагарского водопада и будто его самого несёт вниз по реке, которую так хорошо знает Вессон.

Из декораций – лишь ванна, которая служит кроватью для Вессона, журнальный столик и печка. Том Смит приезжает со своим чемоданом, в котором собраны карточки со метеорологической статистикой – в художественном смысле перекликается с каталогом в библиотеке. Каждый раз, когда Смит открывает чемодан, мир буквально замирает, ведь с датами у человека связано многое.

Подножие Ниагарского водопада. Рашель, Смит и Вессон решили бросить вызов природе и научиться жить здесь и сейчас, чтобы потом не жалеть ни о чём. Что скрывается за этим отчаянным поступком? Страх перед неизвестностью или погоня за вечной славой?

Билеты

Текст Светлана Ковалева