READING

«Я/фабр» в Электротеатре Станиславский: плох тот м...

«Я/фабр» в Электротеатре Станиславский: плох тот молодой художник, который не мечтает стать Яном Фабром

Молодой режиссер, выпускник Мастерской индивидуальной режиссуры Бориса Юхананова Клим Козинский в Электротеатре Станиславский поставил спектакль-перформанс по текстам великого бельгийского акциониста, назвав спектакль его именем.

Первая часть поставлена по тексту «Я — кровь». Актер Антон Косточкин, чье обнаженное окровавленное тело мы видим на афише, вкрадчиво читает текст, попутно собирая разбросанную по всему пространству барабанную установку. В момент наивысшей экзальтации лирического героя, игра на барабанах становится самой пульсацией крови в жилах героя. Однако, происходит диссонанс и легкое зрительское разочарование, граничащее с любопытством. Казалось бы, афиша нам пророчит мясо, жесть и натуральное выворачивание наизнанку, однако самыми сильными моментами первой части становятся вставки интервью Пьера Паоло Пазолини и описание его загадочного убийства, а также восхищение игрой актера на барабанной установке.

В остальном же первой части будто не хватает реальности и нерва, несмотря на то, что она на этот нерв претендует. Актер хоть и эмоционально, но читает текст и в какой-то момент это начинает выглядеть слишком просто, будто детский дневной спектакль, в котором, чтобы дети не испугались, актер нарочито играет эмоции. Намека на проживание и перевоплощения нет. Но все же параллель с историей Пазолини делает первую часть законченной, придавая ей смысл.

фото О. Орлова

Все меняется во второй части, где выбор актрисы Ирины Савицковой делает исполнение текста «Я — корова» невероятно выпуклым и «вкусным». В тексте рассуждается о еде, природе наслаждения приемом пищи и в то же время стыде, испытываемом от принятия пищи. Красивая, худая актриса, выполняющая поистине акробатические номера заставляет зрителя уставиться в происходящее на сцене. Отвести взгляд от завораживающего действия невозможно. Однако совсем впасть в нирвану не получится — действие неровное и прерывается немного истерическим распитием воды из бутылки, которую работники сцены заботливо поставили в центре зала.

фото О. Орлова

Спектакль «Я/фабр» связывает воедино два, казалось бы, разных текста, которые объединены темой человеческой боли. Откровенные тексты Фабра отзываются в зрителях, но в то же время признаться даже самому себе, что тексты про тебя и о тебе, трудно. Однако, мы можем наблюдать, как на сцене рассматривается эта порой столь физиологичная и надрывная боль. Безусловно, есть множество вариантов жизни с ней, но в конечном итоге, они сводятся к двум самым очевидным. Заглушить боль игрой на барабанах, чтобы от громкости не было понятно, где именно болит, и жить на разрыв, будто став собственной кровью. Ведь когда ты кровь, тебе не сделают больно. И второй путь — путь познания себя, собственного тела, духовная практика, разговор, признание и наслаждение собственной болью и пороками.

«Я/фабр» начинался с читки для фестиваля Территория, стал спектаклем, вошедшим в репертуар Электротеатра. Если помнить, что это первое исполнение текстов Фабра на русском языке, а режиссеру всего 30 лет, то у российского театра, безусловно, яркое будущее.

Билеты

Текст Карина Чаплинская