READING

Французские служанки в доме американской кинозвезд...

Французские служанки в доме американской кинозвезды. Премьера в Электротеатре

На малой сцене 13 апреля с успехом прошел первый премьерный показ спектакля «Служанки бульвара Сансет» (реж. Владимир Коренев). Уже на подходе к малой сцене, на улице возле входа, стоит часть декораций, которые можно использовать для фотосессии. Это стул, затянутый черной пленкой, за ним – прессвол из белого развевающегося на ветру полиэтилена. Все это освещается ярким софитом. Любой желающий может сфотографироваться – фото получится весьма необычным. Если вы никогда не были на малой сцене, то скажу, что смотреть там этот спектакль очень удобно. Сначала вы подниметесь по лестнице, а потом сразу начнете резко спускаться в зрительный зал. Обзор прекрасный со всех мест.

На сцене сидит огромная обезьяна, занимающая собой все пространство. Она так же полностью из полиэтилена. На программке есть информация, что за сбор декораций театр благодарит участников ресайкл-акции. Весь спектакль выдержан преимущественно черно-белой гамме. А ярких акцентов добавляют костюмы желтых, голубых и красных цветов.

Мне, как человеку, который не меньше пяти раз смотрел «Служанок» в постановке Р. Виктюка, было очень любопытно посмотреть новую интерпретацию пьесы Жана Жене. И первое, что нужно отметить, что «Служанки бульвара Сансет» – это отдельная театральная история. Это объединение в одной постановке фильма Билли Уайлдера «Бульвар Сансет» и пьесы Жана Жене «Служанки». Весьма необычный прием! Это как будто вы смотрите психологический детектив внутри триллера.

В основе спектакля – сюжет фильма «Бульвар Сансет»: стареющая актриса (Норма Дезмонд), звезда немого кино, живет в огромном особняке и мечтает о былой славе. Нет, она просто убеждена, что публика ее до сих пор обожает, потому что получает ежедневно сотни писем от поклонников. И она решает написать сценарий к фильму, где сама сыграет главную роль –  Саломею. Но ее текст никуда не годится. По стечению обстоятельств в ее доме оказывается молодой сценарист Джо Гиллис. Ему-то и предстоит взяться за корректировку сценария, написанного Нормой. В доме живут так же две служанки – Соланж и Клер, сестры, в которых зритель узнает героинь пьесы Жана Жене.

В отношениях между Джо и Нормой все очень непросто: Джо чувствует себя альфонсом и мечтает скорее исчезнуть из дома, а Норма, наоборот, рисует себе в голове иллюзорный мир, в котором ее не только боготворят поклонники, но и обожает молодой любовник. Их история проходит на фоне других событий – сестры Соланж и Клер устраивают заговор против хозяйки.

Не буду пересказывать целиком весь сюжет, чтобы заранее не выдать все спойлеры. Те, кто видел «Служанок» у Р. Виктюка, те знают историю и финал. Сложный текст, который не возможно просто сыграть. Здесь каждая фраза должна быть отдельным элементом. У Владимира Коренева получилось сделать совершенно иной спектакль, чем у Романа Виктюка. Оба варианта постановки максимально театральные и сыграны на высоком градусе.

Кто в этой драме жертва, а кто преступник? Имеет ли право хозяйка дома обращаться со служанками, как с вещами? Должен ли был молодой человек покинуть дом раньше, чем Норма заманила его баснословным гонораром? Чувствует ли себя зритель свидетелем драмы? Почему на афише спектакля обезьяна (которая, кстати, пугает маленьких детей)? Неужели, это единственное существо, которое было дорого Норме? Или это некая аллегория?

Занять сторону кого-то из героев мне лично не удалось. Я сохранила нейтралитет, хотя, безусловно, запомню этот спектакль за яркие диалоги, летящие с потолка рукописи, авангардные костюмы и финальные таблички. Если будете брать дальние места, не забудьте после аплодисментов спуститься вниз и прочитать, что на них написано.

Спектакль получился ярким дебютом Владимира Коренева в качестве режиссера. Сюжеты для постановки непростые, а идея объединения американского фильма и французской пьесы делают постановку еще более эффектной.

Спектакль идет 3 часа с одним антрактом.

Билеты